Фото: Татьяна Гоцуленко
Текст: Светлана Хаматова
26 января 2017

Сколько стоит мусор?

В прошлом году Правительство РФ решило, что пора позаботиться об окружающей среде на бытовом уровне. Все-таки 2017-й год объявлен Годом экологии. Поэтому мы теперь должны платить за так называемое «негативное воздействие» на эту самую среду. Как это повлияло на платежки и всю систему обращения с отходами?

Конкретные решения, касающиеся горожан напрямую, были приняты Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга в декабре ушедшего года.

Во-первых, двум организациям, отвечающим за  утилизации и захоронению твердых бытовых отходов на севере и на юге города пересмотрели тарифы. Для СПб ГУП «Завод МПБО-2» на 2017 год – 1 412,86 руб./т. (на 2018 год – 1 453,59 руб./т.), для ООО «Новый свет – ЭКО» на 2017 год – 1 449,98 руб./т. (на 2018 год – 1 480,55 руб./т.). Серьезный рывок! Сравните: в 2015 году тариф Завода МПБО-2 составлял 710,01 руб/т. (Все цифры – без НДС). Автоматически должны были повыситься и тарифы для населения. Что, собственно, и произошло. С 1 января размер платы по статье «Вывоз мусора» увеличился до 4,40 руб./кв. м (с июля это будет уже  4,81 руб./кв. м).

Во-вторых, предполагается, что юридические лица, в том числе ТСЖ, ЖСК, УК в конце года (или в любое другое время) могут быть подвергнуты проверке документов, подтверждающих, что их мусор вывозится по назначению, а не выбрасывается за городом. Таким образом, город должен избавиться от нелегальных перевозчиков, а количество несанкционированных свалок – уменьшиться.

Как недавно выяснилось, есть и третье следствие: не все многоквартирные дома укладываются в тариф. 25 января по этому поводу состоялась встреча председателей правления ЖСК и ТСЖ и руководства Автопарк №1 «Спецтранс». Коммерческий директор Ярослав Фисюк рассказал, что в данный момент компания работает, по сути, в кредит: денег, собираемых управляющими организациями, не хватает на оплату фактически вывозимых объемов ТБО. Поэтому, например, вместо 17 тысяч в ОСЖ может прийти счет на 20 тысяч с лишним.

Председатели правления с этим категорически не согласны: они не могут собирать больше, чем по тарифу, и не намерены покрывать разницу за счет других статей. Тем более, что к установленным тарифам привязаны различные льготы и компенсации, а непонятные платежи сверху тарифа, разумеется, город компенсировать льготникам не будет. «Фактический тариф, если выставляемый счет разделить на наши квадратный метры, получается не 4,40 рубля, а все 5,30», – отмечают председатели и готовятся писать во все инстанции, включая прокуратуру.

Позиция перевозчика такова: компания действует в рамках установленной суммарной цены за вывоз и оплату утилизации кубометра отходов – 674,04 руб.

Как так получилось, что две цифры, «спущенные» городскими властями, не соотносятся между собой?

Один из вариантов – фактический объем мусора больше, потому что его образование не контролируется: в открытый бак на контейнерной площадке отходы кидают все подряд, включая, например, упаковочную тару из близлежащих магазинов или строительный мусор.

Второй вариант – с мусором никто не «работает»: контейнеры при вывозе же не взвешиваются, если туда просто натолкали коробок или же погрузили кирпичи со стройки – это будет все тот же контейнер по одной и той же цене.

Третий вариант – устаревший норматив. Скажем, несколько лет назад, когда в доме было под триста жильцов, было установлено, что они образуют такое-то количество отходов. Кто-то уехал, кто-то умер, часть квартир перевели в нежилое, оставшиеся две с половиной сотни человек, соответственно, мусора выбрасывают меньше. А с них по-прежнему берут «за того парня».

По сути ответственность во всех трех вариантах ложится опять на управляющую организацию: организуй работу дворников (купи контейнер с прессом?), сделай контролируемый доступ к контейнерной площадке, актуализируй данные по зарегистрированным в доме жильцам и приведи норматив в соответствие. Но как быть тем, у кого контейнерная площадка не в собственности? Как обеспечить контроль, если ЖСК – только арендатор, а владеет площадкой жилкомсервис? Или площадкой пользуются жители сразу нескольких домов и закрепить за ней работника (для утрамбовки) просто невозможно?

Сокращение нормативов – тоже в интересах жильцов, но никак не тех, кто зарабатывает на складировании, вывозе и утилизации.

Вообще, все эти вопросы приводят нас к спору «квадраты или люди». По идее, уже в этом году мы должны были бы перейти на другую систему расчета платы за вывоз и утилизацию мусора – не по квадратным метрам площади, а «по головам». Практики утверждают, что так платежки бы значительно потеряли в «весе». Однако переход в Петербурге, по крайней мере, отложен на неопределенное время (то ли до 2019 года, то ли пока не будут разработаны тарифы).

Евгений Пургин, председатель Совета СРО «Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере», полагает, что мы технически не способны перейти на расчет платы за вывоз «по головам» – количество зарегистрированных и фактически проживающих в доме людей сильно различается. И это очень большая проблема. У одного собственника может быть несколько квартир, мы все еще не знаем, как избавиться от «резиновых» квартир, а персональных мусоропроводов со счетчиками ни у кого нет.

ОНФ начинает «Генеральную уборку»

Центральный штаб Общероссийского народного фронта представил новый экологический проект
, посвященный борьбе с незаконными свалками и «серыми» полигонами.

Подробнее...
Что в результате?

У ТСЖ и ЖСК, УК – массовые проблемы и перспектива резкого накопления долгов.

Хотелось бы верить, что все контейнерные площадки разом возьмут под контроль, но это вряд ли.

Вероятность введения дифференцированного тарифа – крайне мала.

Вероятность обращения управляющих организаций к перевозчикам с более выгодной ценой и отсутствием договоров с официальными полигонами – довольно велика (до первых штрафов?).

Хотелось бы, как обычно, риторически спросить, почему ситуацию не просчитали заранее, но это уже даже не интересно...