Текст: Светлана Хаматова
1 января 1970

Аналогии не работают, притчи – тоже

Реформы ЖКХ (хотя Минстрой и утверждает, что они вчерне завершены) в России имеют последовательный характер. Это не так плохо, однако в данном конкретном случае означают, что изначально нелогичную и скрывающую в себе много взрывоопасных механизмов систему латают по частям, вместо того, чтобы дать ей здоровое основание.
И монополисты, и общественники часто прибегают к сравнениям, чтобы показать абсурдность каких-то ситуаций или правил в ЖКХ. Должникам за ЖКУ напоминают: «За хлеб в магазине вы сразу платите?», у надзорных органов интересуются: «Какой я себе костюм куплю и кому поносить дам – тоже контролировать будете?». Александр Ногинов, например, целые сказки сочиняет. Вот фрагмент: «...решило Правительство наладить тотальный контроль над счетами за мороженное. Сделали просто: издали закон, что каждый счет за мороженое должен содержать печать Уполномоченного Правительством Органа. Создали такой Орган, снабдили представителей печатями. А чтобы продавцы мороженного не саботировали нововведение, разрешили жителям не оплачивать счет за мороженное, если на нем нет печати Уполномоченного Органа...».

Проблема в том, что никакие аналогии не работают. Жилье – особая собственность, с одной стороны ее нельзя забрать, а с другой – можно контролировать. Общие собрания собственников – высший орган, который все решает, но вообще-то есть масса нормативно-правовых актов, которые эти решения... корректирует.

Другой пример, посвежее. Предлагается создать государственную компанию по ликвидации долгов в сфере ЖКХ – в том числе переводить эти «минусовые суммы» в госдолг. Идея прекрасная, вот только сигнал «долги могут списать» однозначен для многих разрешению не платить. И где тут логика? Боремся с неплательщиками, но как-то очень уж витиевато.

Комментирует Татьяна Гоцуленко, исполнительный директор Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в сфере ЖКХ: «Для меня это предложение звучит как низкосортная шутка об "Управлении по управлению всеми управлениями РФ". Как можно заставить работать систему, которая ни по каким законам логики, физики и жизни работать не может? Это все равно, что заставить слона летать. Долги в ЖКХ растут не только и не столько из-за отсутствия платежной дисциплины и низкой платежеспособности субъектов цепочки. Говоря о ЖКХ, все стали забывать, что это – тоже бизнес, и одна из первых предпосылок его возникновения – материальный интерес. Экономическая заинтересованность всех субъектов конкурентного рынка в качестве услуг – вот что должно заботить построителей системы. И если система будет соответствовать этому критерию, то не нужна будет армия контроллеров на шее у народа.»

Еще образец ЖКХ-мышления: поскольку граждане все чаще жалуются на отвратительное качество новостроек, предлагается увеличить гарантийный срок (на оборудование до 6 лет, на само здание – до 10). Но заглядывать так далеко за горизонт в наших условиях – несерьезно. Лучше бы озаботились вопросом, как сделать так, чтобы объекты сдавались не на бумажке, а по-настоящему, серьезной комиссии – и уже члены этой комиссии несли ответственность за подписи.

На вершине хит-парада минфиновская идея закрыть должникам доступ к госуслугам. Но если оформление загранпаспорта не вызывает особенного возмущения, то возможность дистанционно записаться к врачу – совсем другое дело. Тут уже объяснять и прибегать к аналогиям и сказкам не надо?