Фото: Татьяна Гоцуленко
Текст: Светлана Хаматова
10 ноября 2016

Что на самом деле важно для городов

Минстрой России опубликовал материалы по национальному проекту «ЖКХ и городская среда». Этот документ – стратегический; его положения подкрепят финансово. В тех экономических условиях, в которых мы сейчас существуем, вдвойне интересно, куда пойдут средства.

Материалы по проектному предложению «ЖКХ и городская среда» на сайте Минстроя: ссылка

Итак, во-первых, большой акцент сделан на благоустроительные работы (это понятно, тематика проекта – «городская среда»), более того – на создание именно системы благоустройства. Предполагается создание интернет-портала лучших практик благоустройства, разработка дизайн-кода городов, субсидии на реализацию проектов. В течение 2017-2018 годов 40 городов должны почувствовать все это на себе. На этих «ласточках» отработают все схемы, а с 2018 года перейдут на «новые правила формирования городской среды». Сразу отметим, что очень любопытно, как это будет соотноситься с развитием Петербурга. Например, возникает вопрос, станут ли нам разрабатывать дизайн-код? Скажем, для спальных районов, формирование которых давно пора ввести в какие-то разумные рамки.

Во-вторых, в планах – через льготы и концессии для инвесторов – перейти к «инфраструктуре опережающего развития». Найти деньги попробуют практически  у самих граждан:  предлагается снять ограничения с объемов инвестирования пенсионных накоплений в ЖКХ.

В-третьих, чиновников не оставляют сладкие картины всевластия ГИС ЖКХ. Теперь там запустят еще и мониторинг выполнения тех стандартов качества работы управляющих компаний, которые еще только разрабатываются.

Чибис.png

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Виктор Цветков, президент Ассоциации ТСЖ Санкт-Петербурга «Возрождение»:
«Приезжайте в Адмиралтейский район и посмотрите на дома, в которых лестницы под угрозой обрушения, но не ремонтируются, потому что «нет денег». Откройте квитанцию и попробуйте понять, почему за гигакалорию мы платим около 1600 рублей. Оцените способность дома постройки 60-80-х годов хоть что-то «энергсберегать»? Тогда строили с расчетом, что ресурсы будут литься рекой, теперь мы считаем каждую каплю, но перестроиться на новую систему без вложений не выйдет. Вот только кто будет вкладываться в сферу ЖКХ, когда вести здесь цивилизованный бизнес невозможно? Вспомните, как обращаются с управляющими компаниями! И вот после этого, как вы считаете, благоустройство у нас должно быть на первом месте? Интернет-порталы? Чтобы вводить стандарты качества и еще и мониторить их, нужно дать возможность оказывать услуги качественно. В разваливающихся домах это сложно сделать. Почему бы вместо всех этих сложных проектов и экспериментов не потратить все средства на то, чтобы выдать домам беспроцентные кредиты лет так на 50 хотя бы? Отремонтируем все сейчас и будем ежемесячно возвращать в течение последующих лет. Что? Говорите, мало ли что изменится за полвека? Ну, дома-то стоять будут. И чем это отличается от предложения Фонда регионального капремонта «плати сейчас, а ремонт получи через 10-15 лет»? Насчет инвестирования пенсионных накоплений ничего сказать не могу и даже не хочу касаться этой темы. Думаю, все понимают, почему...».

Михаил Микитюк, управляющий ТСЖ «Форт»:
«Благоустройство – это отлично. Вопрос – кому будут давать деньги на эти цели? У нас, например, земельный участок в собственности. Взяли мы его еще в 2008 году, бесплатно. До этого, в 2007 году, муниципалы построили на нем игровой комплекс за 400 тысяч. Сейчас пришло время его ремонтировать, муниципалитет апеллирует к тому, что мы – собственники и должны заниматься этим сами,  у граждан средств нет – у нас масса социальных квартир. Возвращать землю государству мы не собираемся – у нас разбит яблоневый сад, много сил вложено. Но вопрос с игровым комплексом не решен. Мы даже на митинг выходили... Так что еще вопрос, кого коснутся эти благоустроительные проекты.
Далее можно говорить о качестве сервиса, но как быть, если дома такие, что их просто невозможно нормально эксплуатировать? Акт готовности моего дома подписали в декабре 1998-го. И тут «ликвидацией строительных недоделок» не обойтись, тут перестройка нужна! Вот вам два примера. Первый: в парадной – восемь окон, которые невозможно открыть, чтобы помыть их, так как поперек идет лестный пролет! А снаружи высота 15 метров, так что каждый раз нужно заказывать вышку! Мы уже решили с собственниками, что будем менять окна на пластиковые, их хотя бы не надо будет мыть между двойными рамами...

Второй пример: не могли понять, почему во всех парадных зимой температура около 20 градусов, а в одной – только семь. Провели тепловизионное обследование, выяснили, что строители забыли произвести утепление! Подумайте, как работать, когда не разобрались с этим? Так что я бы задачей номер один назвал такую: разобраться с инженерной начинкой домов. Да и вообще с тем, что творится в домах. Все-таки нельзя к ним подходить с одинаковыми мерками.
Например, в перечне обязательных мер по энергосбережению, подписанном губернатором, есть пункт про установку системы автоматического погодного регулирования. Об этом много говорили в прошлом году, думаю, все помнят. Но эта система, во-первых, не на каждом доме будет эффективна, во-вторых, это просто дорого. Впечатление, что мы с чиновниками живем в каких-то разных сферах. Национального проекта это тоже касается...
А уж если затронуть ГИС ЖКХ... В этом году мы вовсю готовились к ее внедрению. Во-первых, мне пришлось организовать помещение для специалиста, который будет вносить данные, во-вторых, закупить новую компьютерную технику, потому что моя старая не тянула (а это минус 50 тысяч сразу!), в-третьих, задуматься над возможностью нанять дополнительного сотрудника для работы с ГИС ЖКХ – вот этого мы себе позволить не можем. А если заниматься этим лично или поручить кому-то, кто уже есть у нас, получится, что человек и днем и ночью должен трудиться, такой там большой объем работы...  А самое главное, что я опрашивал жителей, для которых, вроде бы, и размещается информация в сети, на разных сайтах. 1% жителей дома заходит на эти сайты!  А ведь еще можно вспомнить неурегулированные проблемы с ОДН и много других, которые хорошо бы решить до того, как говорить о качестве сервиса и мониторить его...».

____________________________

Можно было бы сказать: «Стоп, эти проблемы не относятся к теме, в данном случае государство занялось городской средой, ремонты – тема регионального оператора, для тарифов мы ввели предельные индексы...». Но ведь ЖКХ – это ведь не «газоны отдельно, трубы отдельно». Государство тратит средства на разнообразные проекты (а разработка этих проектов дело само по себе недешевое, вы только представьте, сколько совещаний и конференций проходит по каждому поводу, сколько людей за это получают зарплату, ездят в командировки и т. д.), вместо того, чтобы централизовать и сосредоточить усилия на том, что действительно важно.

Впрочем, это только один, критический, взгляд на проект. Есть в нем и сильные положительные стороны. Хотите рассказать нам о них? Пишите в редакцию по электронной почте editor@konserg.ru или через социальные сети.