Андрей Чибис. Фото: Минстрой РФ.
Андрей Чибис. Фото: Минстрой РФ.
Текст: Светлана Хаматова
1 января 1970

Экспертные танцы

У нас любят пошутить, что в сфере ЖКХ больше контролеров, чем исполнителей. На практике, правда, выясняется, что в России три с лишним тысячи жилищных инспекторов. Когда их глава – Андрей Чибис – рассказал, что в год его коллеги пресекают около миллиона нарушений и каждый совершает от 250 проверок, поверить было сложно.

Например, в 2016-м всего 247 рабочих дней, из которых еще нужно вычеркнуть отпуска. Естественно, в день инспектор успевает посетить несколько объектов, но все-таки. Печально, что в некоторых регионах из положения выходят и того проще – звонками, по истечении 30 дней после подачи обращения (факты зафиксированы в Алтайском крае).

В любом случае, контролирует сферу ЖКХ не только ГЖИ. Сейчас много говорится об общественном контроле: то его достаточно (есть Советы МКД, общественные советы при различных органах власти, ассоциации общественников), то он неэффективен. По крайней мере, тот же Андрей Чибис предложил создать некую «базу/реестр экспертов ЖКХ», про которых точно можно будет сказать, что они – эксперты (а то все комментируют, но не все разбираются).

Получается, чтобы высказываться о сфере ЖКХ, нужно будет сдавать экзамены? А то и членские взносы платить? Мы же понимаем, что базы просто так не создаются. От слова «реестр» вообще потряхивает уже. Кроме того, что значит «эксперт по ЖКХ»? Юрист-жилищник? Мастер, который знает все про теплоснабжение? Вряд ли это может быть один человек. Словом, неприятная какая-то идея.

Сергей Миронов («Справедливая Россия») добавил ей минусов, напомнив, что предложение главного жилищного инспектора РФ на грани с нарушением конституционных прав граждан. При этом Миронов полагает, что заставить чиновников работать, а не изобретать реестры, сможет... общественный контроль.

Общественность отреагировала быстро, воззвав ко всему Министерству строительства и ЖКХ разом: мол, может быть, стоит подумать о введении института каких-то «агентов Минстроя» на местах»? Аргументов несколько. Во-первых, главный инспектор не может навещать лично каждый аварийный дом, во-вторых, инспекторы ГЖИ на местах зависимы от местных властей. Почитаем, что делал бы агент Минстроя? «Был бы неким лицом, уполномоченным Министерством на консультативное участие во всех комиссиях, которые связаны с эксплуатацией и ремонтом МКД с правом «особого мнения» (предупреждения либо предостережения)». Поступив в разрез с этим мнением, нарушитель бы нес полную ответственность, так как его, что называется, предупреждали. В агенты рекомендуют набирать тех, кто сдаст экзамены по различным разделам ЖКХ. Платить агентам должны, с одной стороны, те, кто его приглашают для участия в комиссии, с другой – федералы. «Главное, – цитируем, – это должно быть лицо, априори независимое от УК, желаний собственников, местных властей, и мотивированное только своим «статусом эксперта» и законами».

По сути, предлагается создать мобильный отряд тех же инспекторов ГЖИ – экспертов, на федеральной зарплате, которые не привязаны к конкретной территории и поэтому независимы.

Что ж, чем не способ справиться с коррупцией? Можно, по крайней мере, попробовать – и дать работу какому-то количеству людей. Это звучит гуманнее, чем «реестр комментаторов».