Фото: Татьяна Гоцуленко
Текст: Вера Кизилова
8 декабря 2016

Конкуренция на рынке ЖКХ: миф или реальность?

Рынок жилищно-коммунального хозяйства один из самых специфичных в России. Принимая во внимание множество финансовых и управленческих рисков, сравнительно небольшое количество молодых компаний готовы составить конкуренцию устоявшимся игрокам рынка.

ОПРОС 

о работе расчетных центров Санкт-Петербурга: ссылка

В Санкт-Петербурге на данный момент осуществляют свою деятельность десяток расчетных центров. Но крупными можно назвать лишь три: ГУП ВКЦП «Жилищное хозяйство», ООО «Эллис» и ЗАО «Отдел». Подавляющее большинство населения Петербурга ежемесячно получает квитанции благодаря работе вышеперечисленных компаний. Это сравнительно небольшое количество специализированных организаций, учитывая факт, что жилой фонд Санкт-Петербурга превышает 56 тыс. единиц, так что конкурентным рынок предоставления услуг в сфере ЖКХ назвать сложно.

Если судьбу государственных учреждений можно спрогнозировать, то будущее частного  бизнеса предсказать сложно. Принятие решений, поиск партнеров или самостоятельное развитие – личный путь каждой организации. Однако, иногда рынок стремительно трансформируется, вопреки всем ожиданиям. Так, в конце 2015 года ушел с рынка расчетный центр «Мобильная карта». В течение месяца центр и все клиенты-организации были переданы РЦ «Отдел», представляющей на рынке аппаратно-программный комплекс «Система С-300». При этом известно, что компании остались партнерами, в частности, совместно осуществляется прием пластиковых карт к оплате.

«Это было тщательно обдуманное решение, – комментирует Елена Шейкина, председатель правления ООО НКО «Мобильная карта», – собственники компании и руководство выбирали надежный расчетный центр, которому можно было бы передать часть нашего непрофильного функционала на аутсорсинг и сосредоточить основное внимание на том, что мы хорошо умеем делать – безрисковых платежах. Все наши клиенты остались с нами, просто расчетами занимается другая компания, а мы по-прежнему принимаем платежи. При этом клиентов становится больше, поэтому можно говорить о том, что такой тандем и качество как расчетов, так и перевода средств их устраивает».

Еще в начале текущего года стало известно, что компания «Отдел» вела переговоры о сотрудничестве с одним из крупных РЦ Петербурга и даже обучала коллег успешной реализации собственной практики. Пресс-секретарь АПК «Система С-300» Виталина Калинина подтвердила «Консьержу» эту информацию, однако имя конкурентного игрока держится в секрете. «Действительно, в январе 2016 года компания ЗАО «Отдел» провела обучение сотрудников одного из больших РЦ Петербурга. Впрочем, мы бы не хотели пока раскрывать название данной организации. В настоящий момент мы запустили  новые сервисы совместно с нашими партнерами», – такое разъяснение дали о сложившейся ситуации в ЗАО «Отдел».

Об увеличениях объемов ЗАО «Отдел» свидетельствует новые проекты: заключение бездоговорных отношений, направленных на улучшение сервисов по оплате коммунальных платежей, с банком «Сбербанк Северо-Запад», а также с банком «Открытие» внедрение нового online-протокола для автоматизированного обмена данными при совершении ЖКХ платежей на территории всей России и с ФГУП «Почта России» в Северо-Западном федеральном округе.

О том, как будет развиваться рынок ЖКХ в Северной столице, можно лишь гадать, но очевидно, что глобальную трансформацию мы можем наблюдать уже сейчас.