Текст: Светлана Хаматова
3 февраля 2017

Нервный январь

Так сложилось, что новый год у нас начинается в самое ответственное для жилищно-коммунальных служб время – зимой. По всей России кто-то замерзает, кто-то горит или сидит без воды, а там, где удалось справиться с проблемами, отчаянно крутятся счетчики...

При всем при этом в докладе Минстроя отмечаются «экстремально низкие температуры», на которые не были рассчитаны трубы и котельные (опять зима виновата, обычно-то у нас она мягкая-европейская, а тут пришла русская, классическая, неожиданность!), и делается еще одно любопытное наблюдение: аварий меньше там, где коммунальные объекты были переданы концессионерам. Это прямой намек. Впрочем, ничего удивительного: если бизнес берет котельную или любой другой объект, он в первую очередь ее ремонтирует, чтобы не потерять свои деньги.

Но так или иначе, а с 1 января ТСЖ, ЖСК или управляющая компания платят за сверхнормативные расходы на ОДН из своего кармана. Прецеденты с тепловыми пушками, подключенными к общедомовым сетям, уже имеются. В сети рассуждают, что это наконец-то заставит УО следить за тем, кто и как подключается (и ликвидировать незаконные присоединения), обеспечивать ремонты заранее, чтобы не допускать протечек и вообще «заниматься домами». Однако чего точно добились чиновники этим нововведением, так это роста напряженности между собственниками и теми, кого они выбрали или наняли управлять домом. Отдельный вопрос – из чьего кармана должны платить товарищества собственников жилья? И если домом управляют сами жильцы, то почему кто-то выставляет им ограничения, мол, за неделю можете потратить только определенное количество электроэнергии, а если большее... Да, а если больше?

Еще один аспект проблемы – квартиры без приборов учета. Собственники таких помещений будут платить за коммунальные услуги больше на 50% (повышающий коэффициент составляет теперь 1,5). Мотивирует это их установить счетчики или нет – неизвестно, а вот управляющим организациям предписывается на этом просто-таки настаивать. В «своих» же интересах.

В такой вот атмосфере Минюст вбросил в медийное и правовое поле настоящую бомбу: законопроект о лишении должников единственного жилья, если его площадь больше положенного по нормативу. Если бы эти идеи огласили летом, споров по их поводу было бы меньше, но сейчас многие комментаторы чувствуют, будто их уже выставили голыми на мороз, и соответственно реагируют.

Безусловно, текст законопроекта нуждается в доработке. Об этом заявила и Галина Хованская, глава Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ. Она подчеркивает, что речь идет именно об избыточном жилье. И это неплохой компромиссный шаг: должника не лишают последнего прибежища и крыши над головой вообще, однако аргумент воздействия получается сильный. Тем не менее, какие у нас нормативы – вы сами помните. И как один-единственный сантиметр может стать препятствием для постановки на очередь, все тоже в курсе. Так что не будем обманываться тем, что законопроект ориентирован на «роскошные апартаменты». Коснется всех, кто живет не в чулане. Поэтому подход, естественно, должен быть взвешенным. Как минимум, банки и тем более микрофинансовые организации обязаны будут более строго подходить к кредитованию.

Но это не все детали, в которые нужно вникнуть. В данной редакции законопроекта установлены слишком сжатые сроки – у собственника есть всего 10 дней после того, как суд огласит свое решение, на то, чтобы заключить договор купли-продажи. Вы это себе представляете? За 10 дней продать квартиру! Да еще по такой цене, чтобы выплатить долг и осталось на жилье поменьше. В противном же случае, квартира уйдет с молотка – и, естественно, со снижением стоимости. (Не будем удивляться, если возникнут компании, скупающие такое жилье. Да и вообще появятся различные мошеннические и откровенно рейдерские схемы). Дмитрий Гордеев, ведущий юрисконсульт фонда «Институт экономики города», тоже полагает, что текст законопроекта сырой. Кстати, он напоминает, что минимальное количество метров, положенных гражданину, колеблется в зависимости от региона – и где-то это вообще 14 квадратов.

Тем не менее, если – в кой-то веки! – законопроект проработают тщательно, а после отладят и механизм его внедрения, у ТСЖ, ЖСК и УК появится серьезный рычаг влияния на неплательщиков. Конечно, сейчас говорят только про банковских должников. В интернете уже озвучивали мнение о том, что на ЖКХ-долги власти могут наложить вето – «социалка» же. Но на самом деле, никаких правовых оснований для этого нет.

Впрочем, практики жилищно-коммунальной сферы радоваться не спешат: сильно сомневаются, что закон примут в приличном виде и адекватно внедрят.

Ну, а  мы можем сделать еще один вывод из этой инициативы Минюста: раз государство решило взяться как следует за должников, до обещанного окончания кризиса еще очень и очень далеко...