Фото: Татьяна Гоцуленко
Текст: Александра Швец
24 октября 2016

Оптимизировать мусорную отрасль нелегко

Новая система утилизации и вывоза твердых бытовых отходов вряд ли заработает в полном объеме с 1 января 2017 года. Об этом сообщили представители Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу. Также неизвестно, будет ли своевременно выбран Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Проблема заключается в недостаточно проработанном законодательстве, нехватке необходимых правовых актов, регламентирующих процесс непосредственного управления отходами.

На сегодня выполняются две задачи: разработка территориальных схем и документов по выбору Регионального оператора. Территориальные схемы включают в себя объемную информацию об источниках твердых коммунальных отходов, инвентаризации, количеству отходов, их видах, нормативах накопления и др. Эти территориальные схемы готовятся также для понятного и эффективного управления отходами, которыми будет заниматься Региональный оператор. Региональный оператор должен выбираться по конкурсу. Как это будет происходить, чем регламентироваться, какие организации смогут принять в этом участие – пока это неизвестно, т.к. не приняты подзаконные акты, чтобы с 1 января 2017 года была начата работа по новым правилам и в новых условиях.

Совместная работа ведется

Что касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области, то два региона активно трудились над созданиями своих территориальных схем и их совместимостью и согласованностью друг с другом, т. к. понятно всем, что Санкт-Петербург и Ленинградская область теснейшим образом взаимодействуют по вывозу, утилизации и захоронению отходов. «На сегодня федеральным законодательством не предусмотрен порядок изменения территориальных схем, – рассказывает заместитель председателя Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Кирилл Пащенко, – а это же живой организм: могут строиться новые объекты, изменяться старые, меняться сама структура вывоза отходов и т.д. Поэтому мы также подготовили свои предложения по внесению изменений в законодательство относительно данного вопроса».

Нововведения

В ближайшие годы будет внедряться раздельный сбор мусора, т.к. это предусматривается в федеральном законодательстве. Раздельный сбор, как утверждает Кирилл Пащенко, существовал и раньше, ряд общественных организаций заботились о том, чтобы на площадках устанавливались контейнеры для стекла, картона, пластиковых бутылок, батареек и т. д., теперь это должно внедряться повсеместно. Как это будет, где искать место для установки новых контейнеров, кто эти контейнеры будет устанавливать, на каком этапе будет сортировка мусора и кто будет сортировать, за чей счет это будет осуществляться – пока конкретики тоже нет. В Санкт-Петербурге создана рабочая группа с привлечением общественных организаций и заинтересованных лиц, чтобы получить предложения, как эту систему запустить.

Минстрой России также не спит и предлагает внести в законодательство ряд изменений, развивающих систему переработки отходов. В числе предлагаемых новелл – включение в перечень расходов регионального оператора сортировку твердых коммунальных отходов (ТКО), а также уточнение правил внесения платежа за негативное воздействие на окружающую среду. Об этом сообщил заместитель Министра строительство и жилищно-коммунального хозяйства Андрей Чибис на рабочем совещании. В рамках внедрения новой системы обращения с отходами Минстрой России предлагает внести ряд изменений в законодательство, мотивирующих операторов обращения с отходами развивать переработку вторсырья. Так, ведомство предлагает включить в затраты регионального оператора расходы на сортировку твердых коммунальными отходов.   Соответствующий проект закона разработан Минстроем России и рассматривается в Правительстве.

«Цель предлагаемых изменений – сделать систему обращения с отходами экологичной, эффективной и прозрачной. Один из признанных инструментов возврата ресурсов в использование – сортировка или раздельный сбор вторсырья. Минстрой России предлагает закрепить право регионального оператора на сортировку отходов, что способно дать дополнительный стимул развитию вторичной переработки», – отметил Андрей Чибис. Дополнительных расходов для потребителей данная мера не вызовет.

Кроме того, законопроектом уточняются понятия «сбор», «обработка отходов», «оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами», «региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» (ТКО), вводятся понятия «объект обработки отходов» и «раздельное накопление отходов».

Предлагается также уточнить ответственного за внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно предложению Минстроя России, таким плательщиком может стать оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по их захоронению. Соответственно, если региональный оператор по обращению с ТКО будет самостоятельно осуществлять деятельность по их захоронению, то он и станет плательщиком за негативное воздействие на окружающую среду.

Напомним, что в соответствии с частью 8 статьи 12 Закона № 89-ФЗ с 1 января 2017 года вводится запрет захоронения отходов, содержащих полезные компоненты. Перечень таких отходов сейчас обсуждается.

Что ждать населению

Предполагаются прямые расчеты населения с Региональным оператором по обращению с коммунальными отходами. Поскольку мусор теперь будет являться коммунальной услугой, то контролировать тариф на него будет антимонопольный орган. Как утверждают чиновники, тарифы на коммунальные услуги в последнее время сдерживаются, не исключено, что и большого и резкого роста тарифов на мусор не предвидится, но точно сказать, какие будут тарифы, пока нельзя.