Текст: Александра Швец
5 сентября 2016

Рынок управления перетряхивает

Минстрой России выложил на своем сайте Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2020 год. Буквально в картинках Минстрой показал, какие достижения уже сделаны и что планируется сделать. Однако то, что Минстрой считает достижением, управляющие компании считают полным провалом, а в том, что планируется сделать в последующие годы чиновниками, управляющие компании видят желание органов власти выжить частный бизнес с рынка, а заодно создать проблемы работы и для ТСЖ с ЖСК.

Мы решили провести сравнительный анализ мнений обеих сторон:

1. Минстрой считает своим достижением введение лицензирования и желает еще более ужесточить лицензионные требования к управляющим компаниям. По мнению чиновников, лицензирование позволило «вычистить» рынок от недобросовестных компаний, а ужесточение лицензионных требований вообще создаст благоприятные условия для того, чтобы на рынке работали исключительно честнейше-чистейшие компании.

Управляющие организации уверены, что никакой практической пользы лицензирование не принесло, а только создало препятствия к развитию рынка управления. Ужесточение лицензионных требований приведет к еще большему ограничению на рынке, а также станет прекрасной основой для коррупционной составляющей. Власть пытается контролировать бизнес, в то время как деятельность управляющих организаций должна регулироваться рынком. А если рычаги давления находятся в руках у чиновников, то именно они и будут решать, кому работать на рынке, а кому – нет. И не факт, что их выбор будет нацелен на качество.

2. Минстрой считает своим достижением усиление работы госжилнадзора и в будущем предлагает наделить Государственную жилищную инспекцию правом привлечения к административной ответственности управляющих организаций без суда. Также планируется позволить Государственной жилищной инспекции изымать дома из управления у «недобросовестных» компаний.

Управляющие организации считают, что система госжилнадзора несовершенна, т. к. направлена не на помощь управляющим организациям в исправлении недостатков, ориентирована исключительно на штрафы. При этом никто до сих пор не может ответить на вопрос: из каких средств управляющие организации должны выплачивать штрафы, в то время как все средства, поступающие от жильцов, должны быть направлены на целевые статьи расходов. На сегодня никто не скрывает того факта, что на штрафы идут средства тех же жильцов, снятые с тех или иных целевых расходов, но на это все органы власти просто закрывают глаза.

Что касается права Инспекции без суда привлекать управляющие организации к административной ответственности, то это становится прекрасным полем деятельности для коррупции. «У нас вообще-то три ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная, теперь вот появится четвертая – госжилнадзор», – грустно шутят управляющие. А уж право отнимать дома делает рынок управления совершенно непривлекательным. Количество частных компаний будет резко сокращаться. Вед критерии «недобросовестности» очень неясны, и при желании «недобросовестной» можно признать кого угодно.

3. Минстрой радостно сообщает о создании системы ГИС и ее развитии.

Управляющие организации уверены, что ГИС – абсолютно бесполезная затея, отнимающая у управляющих организаций время и деньги. Управляющие считают, что никто из жильцов не полезет в эту ГИС и никому она не нужна, кроме чиновников. При этом чиновники Минстроя лучше бы сказали, откуда управляющим организациям брать деньги на выполнение этой работы, связанной с размещением информации в ГИС. Если учитывать опять-таки тот факт, что средств на это не заложено ни в одном тарифе, то вопрос остается открытым.

4. Минстрой считает, что развивает отрасль управления жилыми объектами и планирует повышать эффективность управления многоквартирными домами.

Управляющие организации считают, что государство планомерно делает следующие шаги:

– регулирует рынок,

– монополизирует рынок,

– планомерно уничтожает рынок.

5. Что положительного.

Минстрой планирует сохранить экономию управляющим организациям. Правда пока неясно какую, как и в какой области.

Управляющие организации положительно оценивают эту инициативу оставлять сэкономленные средства у управляющих, если она опять же, по их мнению, будет нормально реализована. Например, управляющая организация в силу своих активных и грамотных действий сделала хороший ремонт, но сэкономила на нем. Было бы неплохо позволить управляющим оставлять сэкономленные средства у себя. Вопрос плохого качества из-за искусственного желания получить экономию, по их мнению, здесь не стоит, так как все придется переделывать за свой счет.

В целом

Выводы управляющих организаций:

Ситуация на сегодня такова, что управляющие организации априори убыточные. Все заявления чиновников о том, что тарифы на жилищные услуги могут приниматься собственниками в доме самостоятельно, по факту трудновыполнимы или невыполнимы вообще. К тому же если в доме есть наниматели, то город исключает любую доплату даже по решению общего собрания. А в доме должен быть единый для всех тариф. И получается замкнутый круг. Тарификация сделана по определенным видам работ и услуг, туда не заложены ни прибыль компаний, ни непредвиденные расходы. Никто этим вопросом вообще не занимается.

Управляющие организации считают, что на сегодня в России активно реализуется советский принцип в сфере управления и эксплуатации домами. ЖКХ у нас в стране социально ориентировано и направлено на спокойствие жильцов в ущерб качеству содержания домов. В руководстве Минстроя сидят люди, которые ничего не понимают в сфере управления жилыми домами и реализуют то, что им просто знакомо.

Как должно быть по мнению специалистов:

1. В руководстве министерства должны находиться люди, которые работали в сфере управления жилыми объектами, знают все проблемы этой отрасли и радеют за дело, а не за кресло, давая красивые отчеты.

2. Рынок управления должен перестать быть социально ориентированным. Дом должен содержаться так, как это стоит. А вот помогать малоимущим адресно – дело государства.

3. Деятельность Государственной жилищной инспекции должна быть направлена не на управляющие организации, а на собственника, который должен быть ответственным за свое имущество.

4. Должны быть законодательные рычаги влияния на неплательщиков.

5. Должны быть созданы самые благоприятные условия для развития бизнеса, а не административного давления на него.

6. Должна быть предусмотрена система дешевых кредитов.

7. Должны быть созданы условия, чтобы управляющие организации хотели качественно работать, вкладывать средства.

8. Необходимо изменять тарифную политику так, чтобы управляющие компании сами могли договариваться с собственниками о цене вопроса.

9. И самое главное – надо дать возможность и свободу самим собственникам решать все вопросы в своих домах – как финансовые, так и любые другие, а не регулировать отношения между собственником и управляющей организацией административным способом.