Текст: Анна Чуруксаева, № 2 от 03.02.2020
5 февраля 2020

Территориальная схема или мусорная отписка?

По словам губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, мусорная реформа начнется в городе в 2020 году. Комитет по благоустройству уже подготовил Территориальную схему обращения с отходами, которую опубликовал на своем сайте в конце декабря. Однако данный документ возмутил общественность. Многие эксперты считают, что если власть начнет следовать четко по этой схеме, все закончится мусорным коллапсом.

Не схема, а отписка

Если среднестатистический человек решит взглянуть на территориальную схему обращения ТКО, опубликованную Комитетом по благоустройству, то вряд ли ему хватит и целого месяца, чтобы во всем разобраться. Складывается ощущение, что комитет специально собрал такой толстенный талмуд, чтобы читающий его человек устал и не успел дойти до сути документа.

– Комитет по благоустройству вывалил огромный объем цифр в предложенной схеме, но эти цифры ни о чем не говорят, – отмечает депутат МО Левашово Константин Агарков. – Невозможно понять, за какой период представлены эти цифры: за год, за десять лет, с момента основания города? По этим цифрам невозможно даже сделать вывод, увеличивается ли образование отходов в городе или уменьшается.

Вдобавок муниципальный депутат подчеркнул, что из-за отсутствия в документе структуры и четких расчетов схема не дает четкого понимания, откуда берется тенденция увеличения тарифов. «В документе просто стоят цифры, которые ничем не обоснованы. Из-за чего увеличивают тариф? Из-за увеличения количества жителей, роста цен на бензин и электроэнергию? Абсолютно непонятно. И нигде не прописано. Возникает ощущение, что это не территориальная схема, а простая отписка, чтобы поставить галочку», – сетует Агарков.

С ним соглашается руководитель направления по взаимодействию с органами власти Ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша, которая считает, что та схема, которую комитет представил на сегодняшний день, абсолютно неработоспособна:

– Наша ассоциация проанализировала территориальную схему. И мы уже подали свои замечания, – говорит руководитель экодвижения. – На наш взгляд, территориальная схема не отражает реального состояния вещей. Эта схема не показывает, сколько отходов у нас будет в будущем и каким образом эту сферу можно развивать. В схеме не показаны все места накопления, не отражено, в каком морфологическом составе отходы поедут на МПБО-2. И поскольку эта картина выглядит очень размыто, территориальная схема является нереализуемой. Конечно же, такая схема повышает уровень недоверия к власти. И сейчас мы находимся на пороховой бочке. Мы переживаем, что город либо понастроит мусоросжигательных заводов, либо загадит соседний регион.

Депутат Законодательного собрания от Колпинского района Елена Киселева тоже обеспокоена «сырой» территориальной схемой, она считает, что столь важный вопрос нельзя обсуждать лишь в Интернете, предложения должны предлагаться при личных встречах. «Мне бы хотелось слышать от чиновников конструктива на очных обсуждениях, – высказывает свое пожелание Киселева, – а не так, что через несколько недель выложат что-то в Интернете, и все. Я, например, с такими размытыми ответами наших властей до сих пор не знаю, что отвечать пяти тысячам колпинцев, подписавших протест этой реформе.

Замглавы Комитета по благоустройству Кирилл Пащенко призывает общественность успокоиться, объясняя, что данный вариант территориальной схемы – далеко не окончательная ее версия. «Схема была вывешена 23 декабря.
И до 7 февраля мы принимаем все предложения от населения, – заявил чиновник. – Но это вовсе не значит, что 7 февраля у нас появится конечный вариант документа. Процедура рассмотрения схемы продолжится намного дольше. Но и это еще не все. В будущем мы планируем, что территориальная схема будет корректироваться не реже, чем раз в год с учетом мнения жителей».

Он также отметил, что город не планирует строить мусоросжигательные заводы, и если кто-то найдет в территориальной схеме хоть один такой объект, он его тут же лично вычеркнет.

Но можно ли этому верить? Или Смольный все решит за нас?

Как ни крути, будет МПБО-2

Разговоры о территориальной схеме становятся еще более любопытными, если учитывать факт того, что выбранный региональный оператор потерял свой статус на юге города и до середины января судился за свои права на севере. У многих петербуржцев возникает вполне резонный вопрос, как можно говорить о будущей деятельности регионального оператора, если Завод МПБО-2 намертво засел в судах, и его положение до сих пор остается неясным.

Напомним, что в конце 2017 года Комитет по благоустройству провел конкурс по выбору регионального оператора в южной и северной половинах Петербурга. Когда оба лота получил подведомственный Комитету по благоустройству Завод МПБО-2, другие участники конкурса решили обжаловать результаты конкурса.

На юге города итоги были отменены судом по иску компании «Новый свет-ЭКО». За северную часть города боролся «Автопарк № 6 "Спецстрой"». Компания также оспаривала итоги конкурса, проиграла в первой и второй инстанциях, но кассация постановила вернуть дело на пересмотр в первую инстанцию. В середине января суд постановил отказать в иске, т. к. аргументы истца были признаны несостоятельными.

Однако Кирилл Пащенко разговоры о дальнейшей деятельности МПБО-2 бессмысленными не считает, напротив чиновник безапелляционно заявляет, что каким бы ни был результат суда, все отходы города будут перерабатываться на площадках Завода МПБО-2, так решили в Смольном.

– Город вообще говорит, что центром переработки будет МПБО-2, какой бы регоператор не был выбран, – подчеркивает представитель Комитета по благоустройству. – Да, возможно, пройдут очередные судебные разбирательства. Но город уже принял решение, что технология аэробного компостирования – это та технология, которая будет применяться при любом регоператоре. Поэтому любой регоператор будет обязан свозить отходы на переработку именно на МПБО-2.

Да, Смольный решил за нас, куда нам лучше везти свой мусор. И это даже несмотря на то, что мощностей у МПБО-2 на весь город не хватает, и ему еще долго придется расти до объемов мегаполиса.

– В территориальной схеме отражено, что город производит 1,6 млн тонн отходов, при этом производственные мощности на двух площадках МПБО-2 суммарно составляют всего 583 тыс. тонн, – отмечает представитель компании-мусороперевозчика «Петро-Васт». – Оставшийся миллион тонн отходов едет на полигоны. И это при том, что в нашем городе есть другие мусороперерабатывающие компании, которые готовы были бы взять часть отходов на себя.

Но на это в Комитете по благоустройству отвечают, что мощности у МПБО-2 появятся благодаря модернизации, надо только подождать и заплатить. И к 2024 году завод заработает в полную силу. Инвестировать в этот процесс будут жители Петербурга с помощью тарифного регулирования.

Вероятно, вот почему в территориальной схеме ни один эксперт не смог увидеть реального основания для роста тарифа и почему многие цифры не соответствуют реальности. Город вовсе не собирался спрашивать у петербуржцев, хотят ли они участвовать в благотворительной акции по наращиванию мощностей завода или же они хотят перераспределить производимые отходы на несколько заводов, чтобы тариф не повышался? Безусловно, если бы данный вопрос был вынесен Смольным на обсуждение, мы знаем, какой ответ дали бы жители Северной столицы, и этот ответ, очевидно, не устроил бы власти города.

Нехватка кислорода

Смольный явно создает очередного монополиста для полного контроля крайне выгодной сферы переработки отходов. Рано или поздно перевозчикам начнут перекрывать воздух, и, в конце концов, Петербург повторит сценарий других регионов.

– Мы общались с операторами Курской области, у них до реформы было пять перевозчиков, в итоге остался только один – регоператор, – рассказывает председатель совета СРО «Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере» Евгений Пургин. – Тамошний регоператор объяснил сложившуюся монополию тем, что остальные перевозчики были недобросовестными. На мой взгляд, монополия приведет только к тому, что начнется высасывание из бюджета и повышение тарифов. Мое глубокое убеждение, что система, которая вводится, вредна для всей страны. И реформу необходимо отменять.

Создается впечатление, что мусорная реформа и впрямь вредна и противоречит тому, ради чего она была придумана. Одной из основных задач новой схемы обращения с ТКО было улучшение экологической обстановки в стране.

Однако опыт показывает, что даже выбранный регоператор, который должен, по идее, подавать пример всем участникам рынка, с задачей бережного отношения к окружающей среде не справляется. Например, МПБО-2 не дает дышать полной грудью не только другим участникам рынка, но и в прямом смысле отравляет воздух жителям Всеволожского района.

Так, 31 января суд обязал петербургский завод привести в порядок площадку во Всеволожском районе Ленобласти, которая еще с прошлого года отравляет окружающий воздух выбросами хлороформа. На работы отводится 60 дней со вступления решения в силу. Роспотребнадзор также добивается приостановки работы данного предприятия.
В декабре 2019 года инспекторы Роспотребнадзора обнаружили превышение в воздухе предельно допустимой нормы трихлорметана (хлороформа). Как оказалось, его выделяют отходы, которые складируются на временной площадке МПБО-2 в Янино. Также в ближайшее время суд должен рассмотреть иск Росприроднадзора о приостановке работы завода на 90 суток.

Если уже сейчас МПБО-2 находится в вечных судах и приостановках, из-за которых страдают разные районы Петербурга и области, что же случится с городом, когда МПБО-2 действительно заберет себе абсолютно все производимые отходы? Что будет с теми, кто сейчас принимает решение о создании очередной монополии, когда во время очередного коллапса горожане понесут свои мешки с мусором к дверям Смольного?