Фото: Татьяна Гоцуленко
Текст: Татьяна Ларина
24 апреля 2017

Точка зрения: Волки сыты, овцы – нет

Общественный совет по ЖКХ Санкт-Петербурга не собирался с прошлого года. Есть ли у него будущее?

Президентский вектор

В конце марта Президент РФ Владимир Путин критически высказался о деятельности общественных советов при органах госвласти субъектов. Глава государства заявил об этом, говоря о качестве медицинских услуг, комментируя доклад министра здравоохранения на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Эта новость сама собой увязывается с тем фактом, что Общественный совет по ЖКХ Санкт-Петербурга при вице-губернаторе так и не собрался в начале апреля, хотя слухи о таких планах из Смольного доходили. Напомним, согласно Положению о Cовете, собираться он должен «по мере необходимости два раза в квартал». Предыдущее заседание состоялось 20 декабря, то есть за истекшие четыре с лишним месяца совет мог бы заседать минимум дважды.

Не о чем жалеть

«Где же результаты прошлой работы Совета?», спросите вы и будете правы. В текущем составе Совет существует с 7 апреля 2015 года. За это время Совет, призванный «содействовать уполномоченным исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга в осуществлении контроля за выполнением организациями жилищно-коммунального комплекса своих обязательств», как это следует из его полного названия, никакого влияния на жилищно-коммунальную сферу жизни города не оказал – таково всеобщее мнение. Что, впрочем, подтверждается и протоколами заседаний: «слушали доклад», «принять к сведению»…

А судьи кто?

В состав Совета входят 33 человека. Из списка следует, что 5 человек представляют конкретный дом (ТСЖ или совет дома), 3 – ректоры вузов, числящиеся в Совете, очевидно, для статуса, 4 депутата, несколько человек продвигают личные бизнес-интересы, 7 человек – «общественники от власти». В Совете представлено несколько независимых ассоциаций объединений собственников жилья, несколько объединений частных управляющих компаний и два объединения собственников МКД.

По нашим подсчетам, независимых общественников в составе Совета не больше 10 человек, а при более критичном взгляде – вдвое меньше. Остальные члены – «балласт» в виде ставленников от исполнительной власти или лица, преследующие частный интерес.

(NB! Субъективная авторская оценка независимости и заинтересованности членов Совета в его работе и их роли в ЖКХ Санкт-Петербурга.)

В чем суть

Предполагается, что суть городского  Общественного совета по ЖКХ – в вынесении на его рассмотрение ключевых проблем, наблюдаемых общественностью, но игнорируемых исполнительными органами власти, их донесении до вице-губернатора, совместном определении путей решения (административно-управленческий способ, законодательная инициатива, сотрудничество власти и общества при выработке нормативно-правовых актов в рамках рабочих групп и проч.) и дальнейшем контроле.

В Петербурге такие проблемы, конечно, есть. Это и расчеты с нанимателями жилого фонда, которые осуществляются в городе в нарушение ЖК РФ, и ситуация с несколькими управляющими организациями в доме под одним милицейским адресом, и превышающая полномочия администраций районов инициация общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, и многое другое. В разрешении этих проблем не заинтересованы чиновники, которые блюдут интересы «денежных мешков», аффилированных с административной системой (жилкомсервисов с госучастием, ГУП ВЦКП, Фонда капремонта и т. д.) Соответственно, не будут решать злободневные вопросы и те, кто поддерживается исполнительной властью как «карманные» общественники.

Занять кресла

Возникает следующий закономерный вопрос: кем заменить «балласт»? Казалось бы, Санкт-Петербург – большой город, где тысячи ОСЖ и почти полсотни управляющих компаний, и где традиционно высока гражданская активность населения, однако общественных объединений в сфере ЖКХ крайне мало.

В разрезе объединений собственников жилья в Совете не представлены разве что Российская жилищная федерация (Герман Ломтев), Ассоциация ТСЖ «Возрождение» (Виктор Цветков) и Общественный совет ТСЖ, ЖСК, УК Невского района (Денис Михайлов). Да, в городе есть еще несколько незадействованных активных и разумных председателей ОСЖ, но их тоже можно пересчитать по пальцам.

Что касается управляющих компаний, то недавний анализ рынка показал, что реально действующих частных компаний в городе по сути порядка ста. Большинство из них объединены в СРО «Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере», СРО НП «Объединение управляющих компаний» и СРО НП «Гильдия профессиональных управляющих объектами недвижимости», чьи представители есть в составе Совета.

Не забудем и про объединения непрофессиональные, то есть самые что ни на есть общественные. Помимо представленных в Совете (Гражданское коммунальное взаимодействие и Народный контроль ЖКХ) есть еще созданный Жилищным комитетом проект РОО «Объединение советов многоквартирных домов» (Олег Калядин), Объединение Советов домов и Собственников (Марина Мачнева), «Наблюдаем за ЖКХ» (Павел Галитовский), и еще несколько, связанных с ЖКХ лишь отчасти.

Пожалуй, все.

Если уважаемый читатель знает другие общественные объединения – милости просим написать нам о них по электронной почте editor@konserg.ru.

Резюмируем

Существующий Совет отягчен «околочиновничьим» окружением и не может плодотворно работать на повышение качества жилищно-коммунальных услуг. Сегодня вся его суть – это «выпуск пара» для нескольких активистов, фикция общественного контроля, которая после заявления президента, если не раньше, вышла из моды.

Чтобы общественный совет работал, его инициатором и координатором не должен быть орган исполнительной власти или надзорный орган. Повестка должна формироваться самой общественностью, ею же должны оформляться протокольные решения, и вся деятельность должна быть прозрачна и публична.

Согласитесь, потребность в объединении снизу в Петербурге уже назрела.

Есть идеи? Пишите нам на editor@konserg.ru