Фото: Татьяна Гоцуленко
Текст: Ася Казанцева, № 14 от 14.10.2019
11 ноября 2019

Транспортная монополия

В УФАС предположили сокращение числа перевозчиков и усиление положения ГУП «Пассажиравтотранс» после проведения транспортной реформы.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Петербургу прогнозирует, что после проведения транспортной реформы количество участников рынка транспортных перевозок сократится. По мнению руководителя Санкт-Петербургского УФАС России Вадима Владимирова, большинство маршрутов наземного транспорта перейдет к ГУП «Пассажиравтотранс».

Транспортная реформа заключается в переводе коммерческих маршруток на социальные тарифы. Однако вместе с этим изменится маршрутная сеть движения транспорта. Так, например, чиновники планируют исключить все дублирующие коммерческие маршруты (когда маршрутка едет по тому же маршруту, что и городской автобус). К тому же, транспортным компаниям, которые хотят остаться на рынке, потребуется закупить новые машины (не старше 2018 года выпуска).

На конкурс предполагается выставить 31 лот общей стоимостью 10 млрд рублей. В каждом лоте несколько маршрутов, в которых указано необходимое количество машин, в том числе требование по вместимости автобусов, пробег и пассажиропоток. Стоимость лота варьируется от 20 до 725 млн руб.

Вадим Владимиров смотрит на предстоящую реформу без особого оптимизма: «Мы не лезем в полномочия города, в полномочия исполнительных органов государственной власти, уполномоченного вице-губернатора, Комитета по транспорту. Мы смотрим на конкуренцию, и чем это может закончиться. Судя по всему, все закончится резким сокращением количества хозяйствующих субъектов». Он также отметил, что ряд параметров реформы и условия конкурсов могут быть выполнены только «Пассажиравтотрансом».

– Хорошо, что идут обсуждения этой реформы. Это замечательно, это шаг вперед¸ – отмечает руководитель Петербургского УФАС. – По крайней мере, этот вопрос не решается кулуарно в закрытых кабинетах. Проблема в том, что ГУП «Пассажиравтотранс» поддерживает государство. Они могут спокойно назначать минимальные цены для конкурса, потому что им потом вернет эту разницу государство с помощью субсидии. Подведомственным городу организациям нечего бояться, а коммерческому перевозчику придется туго в борьбе за лот с ГУПом, т. к. ему придется рассчитывать реальную стоимость перевозки и он не сможет занизить цену до минимума.

При такой схеме создается весьма несправедливая ситуация. Получается, что петербуржцы платят за транспорт дважды. Сначала налогами в бюджет, а потом вносят еще одну плату за проезд напрямую ГУПу.

Но даже несмотря на столь дискриминационную политику по отношению к коммерческому транспорту, в УФАС считают, что реформа состоится. И подано это будет под соусом благородства и беспокойства о безопасности горожан. Нам скажут, что нас уберегают от терактов и аварий, и это, безусловно, подействует на большую часть населения. Но это ли истинная цель города?