Текст: Анна Борыгина
29 декабря 2015

Законотворцы не поспевают за законами

Новогодний подарок для компаний, занимающихся деятельностью по обращению с отходами, преподнесли власти. Срок обязательного лицензирования опять перенесли. Участники рынка выдохнули с облегчением.

Ровно год прошел с момента опубликования ФЗ №458 от 29.12.2014. Но закон еще, по сути, не начал применяться. Для его реализации должны быть разработаны и приняты 27 подзаконных нормативно-правовых актов. Правительство РФ назначало ответственные органы за подготовку данных актов: Минприроды, Минстрой, ФАС и Минпромторг. Как отметил на заседании Государственной Думы Владимир Кашин, председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академик РАН, на сегодняшний день принято лишь 5:

1. Утвержден перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2015 г. № 1886-р).

2. Утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. № 1062).

3. Определен порядок взимания экологического сбора (постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1073).

4. Установлены нормативы утилизации отходов от использования товаров (продукции) (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2491-р).

5. Утверждены порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2015 года № 1342).

– Все эти акты подготовлены Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Остальные ответственные федеральные органы исполнительной власти до сих пор не выпустили ни одного подзаконного акта, развивающего нормы 459-го Федерального закона, – сетует Владимир Кашин.

Слишком много кардинальных изменений задумано 459-ФЗ. За основным законом не успевают сами органы власти. Не разработаны регламенты, пояснения, документы, необходимые для воплощения в реальность положений федерального закона. Компании, занимающиеся деятельностью по обращению с отходами, становятся заложниками законодательной ситуации: с одной стороны, очень жестко определены сроки нововведений (к примеру, лицензирование должны были ввести с 1 июля 2015 года), с другой стороны, нет физической возможности соблюсти эти сроки из-за отсутствия и долгой разработки подзаконных нормативных актов. Это понимают и наверху. Поэтому сроки лицензирования уже переносились полгода до 1 января 2016 года. Однако этого временной подвижки оказалось недостаточно. Гос.органы не смогли своевременно разработать необходимую документацию для оформления лицензий. В итоге на совещании Правительства РФ 8 декабря было принято решение о повторном продлении – до 1 июля 2016 года. По предварительной информации, Государственная Дума приняла поправки о переносе сроков.

Мы попросили участников рынка высказать свое мнение по поводу законодательных изменений, в частности по переносу сроков обязательного лицензирования всех видов деятельности по обращению с отходами.

Любовь Балобанова, эколог:

«Лицензирование – это очень хорошая вещь. Но если бы все законодательные акты и поправки выходили в срок, то не было бы такой катавасии, которая происходит сейчас. Закона о переносе сроков лицензирования с 1 июля 2015 г. на 1 января 2016 г. года мы ждали практически до последних часов. Я считаю, что это неправильно. То, что сейчас переносят срок на 1 июля 2016 г., – логично. Потому что разъяснения и необходимые нормативные акты вышли совсем недавно. За остававшееся до нового года время нереально было получить весь пакет документов для оформления лицензии. Чтобы пройти все 3 этапа, нужно как минимум полгода. До 1 июля будет достаточно времени, чтобы компании все успели. Наша организация занялась вопросом получения лицензии сразу же, как только узнала о законодательных изменениях. Сейчас мы находимся на стадии Росприроднадзора, нам осталось совсем немного.

Региональные операторы тоже вызывают большие вопросы. Монополии мы не боимся. Но сейчас нет понимания того, как это будет работать. Хотелось бы больше разъяснений со стороны гос.органов. Семинары с участием малого и среднего бизнеса были бы полезны, чтобы обсудить все тонкости и нюансы до момента вступления закона в силу. Желание привести сферу обращения с отходами в порядок очень похвально, но надо делать это так, чтобы людям потом было удобно работать с принятыми законами».

Сергей Чурганов, заместитель руководителя отдела развития ООО «ПитерГран»:

«На практике с законами получится, как всегда, не так, как хотелось бы. Уже сейчас возникают проблемы. Один вопрос решается, тут же появляется другой. Те, кто оформил лицензию, находятся в зоне риска. Я вполне допускаю, что в ближайшее время, до вступления закона о лицензировании в силу, могут появиться новые виды отходов, которые не попадут в выданные лицензии. В результате компаниям придется переделывать документы.

На самом деле сегодня со всех сторон ощущается давление. С перевозкой отходов проблемы из-за системы «Платон». Увеличение сборов, налогов… Постоянно что-то придумывают. В итоге деятельность по обращению с отходами превращается из задачи по сохранению нашей цивилизации в способ зарабатывания денег всеми подряд».

Артем Никульчев, управляющий партнер юридической компании «Нева Консалт»:

«Обратное возвращение к системе лицензирования, безусловно, имеет смысл. Компании, которые будут заниматься деятельностью по обращению с отходами, должны отвечать определенным требованиям. Однако, уже второй раз переносят сроки, согласно которым эти самые лицензии будут требовать у участников рынка услуг по обращению с отходами. Разумно было перенести лишь с июля 2015 на январь 2016, потому как нормативно-правовых актов (НПА) не хватало у контролирующих данную деятельность гос. органов (часть базовых НПА были опубликованы в ноябре). Для объективности стоит отметить, что до 1 января 2016 года было довольно мало времени на получение лицензии у ее соискателей. Тем не менее, треть наших заказчиков успевают получить лицензии либо к новому году, либо в течение января 2016. Остальные остаются не у дел лишь по одной причине – поздновато спохватились. Постоянные переносы сроков, когда лицензии станут обязательными, влекут за собой следующее: участники рынка (потенциальные соискатели лицензии) могут попросту привыкнуть к такому положению дел и после очередного переноса надеяться на следующий, а вследствие этого либо откладывают принятие решения о необходимости получать лицензию, либо вовсе не планируют ее получать. В Петербурге, по моей информации, нет даже 10 компаний, которые располагают лицензиями. И это число включает и лицензии наших заказчиков, в том числе и те, которые являются по сути своей переоформленными старыми в рамках упрощенного порядка. Их мало. Многие потенциальные заказчики, с кем нам довелось общаться на протяжении всего года, до сих пор считают, что летом вновь срок перенесут.

Расслабляться не стоит! Процесс получения лицензии на отходы достаточно трудоемкий и занимает время. Он состоит из трех этапов. Первый – подготовительный/предлицензионный, сбор всех необходимых документов, подготовка предприятия заказчика, включая офис компании, место размещения ее спецтехники, обучение сотрудников, подготовка самой спецтехники. Два последующих этапа – взаимодействие с гос.органами (Ропотребнадзор, Росприроднадзор). Чем больше видов деятельности (обработка, обезвреживание, утилизация, размещение), тем процесс лицензирования сложнее, дольше и дороже. Штатный эколог, зачастую на практике, не решает всех вопросов, с которыми сталкивается компания в процессе лицензирования. Здесь имеет место опыт взаимодействия с контролирующими и проверяющими органами.

По поводу региональных операторов – информация есть, ее достаточно много. Ситуации сильно различаются в зависимости от регионов. Однако единого понимания по построению системы пока нет ни у чиновником, ни у бизнеса».

Надежда, эколог:

«Для того, чтобы выбрать региональных операторов, должны быть в первую очередь установлены территориальные схемы. А эту работу вообще еще никто не делал. Как будут рассчитываться затраты транспортировщиков, единый тариф? Пока слишком много вопросов. Но самое главное, в городе и возить-то отходы некуда. Проблем очень много. Ничего до конца не прописали. Ни одного закона. Сначала должны были принять все подзаконные акты, а потом уже закон. А сейчас выходит, что все действия направлены и против бизнеса, и против народа».

Екатерина Озера, заместитель генерального директора по стратегическому развитию ООО «Гидрокор»:

«Лично мое мнение, возвращение к лицензированию, скорее, плюс, чем минус. Это хоть какой-то контроль над деятельностью по обращению с отходами. Но при этом у нас лицензируются отходы с 1-го по 4-й класс опасности, а 5-й остается за пределами лицензирования – и это очень серьезно ограничивает внедрение единой системы контроля.

Вообще, в ФЗ №89 от 24.06.1998 (в редакции ФЗ №458 от 29.12.2014) заложены очень рациональные вещи. Но они никаким образом не поясняются даже специалистам в этой области. Это очень серьезный неприятный момент, потому что люди не понимают, в каком направлении движется вся система. В министерствах существуют разные мнения по поводу реализации подзаконных актов (момент вступления, содержание и т. д.), в результате мы имеем дисбаланс. Если даже законотворческие органы между собой не могут согласовать одну и ту же нормативную базу, то и простым людям сложно сориентироваться на законодательном поле».