12 декабря 2016

Жилищники платят за удобство банкиров: метод работы банковского сектора

Механизмы проведения денежных операций и передачи информационных данных для большинства организаций в сфере ЖКХ покрыты тайной. Главное для потребителя услуг – чтобы платеж дошел, и в банке ничего не перепутали, в то время как понимание о расчете начислений за услуги проведения платежей отсутствует. Чтобы понять, из чего складывается процентная ставка, необходимо провести детальный разбор.

Буквально десять лет назад для проведения денежной операции через банк клиенту нужно было заполнить платежный документ с информацией о плательщике, назначении и сумме перевода. Операционист банка каждый раз самостоятельно вручную вбивал эту информацию в электронную базу, что значительно увеличивало время обслуживания клиента. Предоставленные данные хранились на бумажных носителях, и процедуру их занесения приходилось повторять. Также после проведения каждой транзакции требовалось направлять платежный документ о совершении платежа в адрес Центробанка. Осуществление этих операций происходило за счет плательщика по повышенной, по сравнению с нынешними, ставке.

Характерными проблемами для банков при проведении данных операций было отсутствие автоматизации получения и хранения информации и необходимость увеличения собственной прибыли. Для их разрешения был введен электронный обмен реестрами с управляющими организациями. Для осуществления оплаты за коммунальные услуги банк направлял запрос на получение реестра управляющим организациям, а после проведения операции выгружал данные в сводные таблицы и отправлял реестры о совершении платежа обратно.

Необходимость предоставлять информацию о плательщиках и ее последующей систематизации легла на плечи управляющих организаций, которые, в свою очередь переложили её на производителей программного обеспечения для сферы ЖКХ. Путем данных манипуляций банковские работники получили увеличение собственной прибыли и максимальное снижение издержек за счет отправки Центробанку суточного платежного реестра о всех проведенных транзакциях. Но использование офлайн-протокола не разрешило еще одной проблемы – банк по-прежнему нес ответственность за хранение данных о всех плательщиках в собственной базе, за занесение и защиту.

Благодаря компаниям, предоставляющим программное обеспечение в сфере ЖКХ, банковский сектор сегодня по-прежнему выполняет свои функции по переводу платежей, однако груз ответственности несут именно эти компании. Онлайн-обмен предусматривает перехват данных при осуществлении запроса с серверов IT-компаний ЖКХ. Банки долго убеждали управляющие организации в необходимости использования онлайн-протокола, который поможет отслеживать платежи в режиме реального времени, а автоплатеж будет способствовать быстрому получению денежных средств от жителей. Хотя сами банки получают от этого нововведения намного больше: перехват данных позволяет полностью избежать издержек и обязательств за хранение и систематизацию информации, автоплатеж позволяет получить деньги в самый первый день выставления счет-квитанций, а значит направить платежный реестр Центробанку с данными по большему количеству плательщиков. При этом управляющая организация, то есть непосредственно жители, по-прежнему платят комиссионный процент банку за осуществление платежа. 

Принцип работы каждая организация выбирает самостоятельно, впрочем, предельно ясно, какой способ обмена данными не только сокращает издержки, но и приносит прибыль банковскому сектору. Функционал же остается в любом случае одинаковым: отправка реестра с платежами на адрес электронной почты получателя должна быть произведена в этот же день, проверка личного счета, передача показаний приборов учета и данных по проведенному платежу также сохраняется.

Таким образом, банковский сектор намеренно создает иллюзию необходимости использования онлайн-протокола для улучшения качества обслуживания в сфере ЖКХ. Сотрудники управляющих организаций не в полной мере осознают истинные намерения банков и требуют от производителей программного обеспечения введения новых сервисов. Компании-производители вынуждены соответствовать требованиям своих клиентов и просят банки производить перевод определенного процента из уже взимаемой комиссии Расчетному центру данной компании за каждый проведенный платеж в адрес клиента РЦ. Подобная мера смогла бы возместить небольшую часть расходов, направленных на обеспечение безопасности и актуализации информационных данных. Однако обременять этими расходами представителей ЖКХ просто несправедливо, ведь клиент уже заплатил банку, который получает прибыль от работы, правда, выполненной другими организациями.