Текст: Виктория Опекина
18 апреля 2017

Хождения по мусору

Мучительно и долго движется наша страна к раздельному сбору отходов и их цивилизованной переработке. При этом флагманом этого процесса являются общественность и бизнес, которые уже давно готовы к селективному сбору и, кстати, успешно его внедряют, в отличие от чиновничьих структур и монополистов-перевозчиков.

На этот раз мусорную проблему обсуждали в рамках Хlll Международной специализированной выставки конференции «ЖКХ России» и Международного форума «Экология большого города» на конференции «Система регулирования обращения с отходами». Полный зал приехавших с разных уголков России специалистов горячо дискутировал о сложившейся ситуации в отрасли, а именно о грядущем ее реформировании и связанных с этим проблемах. Всех без исключения профессионалов волнует переход на территориальные схемы обращения с отходами и выбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Однако российские законодатели до сих пор не определились, что входит в твердые коммунальные отходы. Учитываются ли они по факту? Субъекты РФ сегодня по-разному смотрят на этот вопрос. По мнению Екатерины Озеровой, заместителя генерального директора ООО «Строительная компания Гидрокор», сделать полные и точные расчеты тарифов, которые нужны для выбора регионального оператора, очень сложно из-за отсутствия исходных данных.

«Если мы будем использовать старые нормативы, которые по сегодняшний день действуют в субъектах РФ, то мы получим сильное расхождение с реальностью. Единый тариф, по идее, должен включать в себя, кроме логистики, которая абсолютно меняется и усложняется с приходом регионального оператора, еще и тарифы по всем остальным объектам, которые войдут в территориальную схему, а это обработка, обезвреживание, захоронение», – говорит Екатерина Озерова. Также в расчетах норматива применяются коэффициенты сезонности, и зимой, соответственно, масса контейнера намного выше, чем летом, так как отходы попросту примерзают к мусорному бачку. Все эти нюансы значительно усложняют расчет единого тарифа на услугу регионального оператора.

Разделяй и собирай

Из российской и европейской практики известно, что не существует какого-то единого для всех сценария решения мусорной проблемы, и для каждого региона – своя песня. Но одно известно точно – без раздельного сбора получить прибыль от мусора просто невозможно. Сегодня основная масса отходов размещается на полигонах Петербурга и Ленобласти без сортировки и без отбора вторичного сырья. 75% вторичных ресурсов мы попросту теряем. Так что проблема номер один для нашего мегаполиса – это нехватка полигонов и производственных мощностей для переработки мусора.

В марте этого года в Петербурге была создана комиссия по обращению с отходами. Ее цель – поддержка малого и среднего бизнеса, который задействован в утилизации и сборе отходов. Надо отметить, что бизнес, как малый так и средний, а также общественные движения да и сами собственники жилья уже активно внедряют селективный сбор отходов, не сильно оглядываясь на федералов, спускающих сверху реформы, которые крайне сложно воплотить в жизнь. А жизнь между тем идет своим чередом, и люди устали и от несанкционированных мусорных свалок за КАДом, и от того, что утилизация градусника или севшей батарейки представляет целую проблему. Так, в одной из школ Петербурга раздельный сбор отходов запускается на средства общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России». По словам представителя этой организации Романа Казакова, для начала необходимо внедрить хотя бы сбор мусора по двум фракциям, что уже позволить увеличить долю полезного мусора, и процент полезных фракций возрастет до 35% по сравнению с теми 10%, которые собирают сейчас. Также группа предпринимателей из «Опоры Росиии» выступила с инициативой внедрения раздельного сбора на строительных площадках. Как сказал Роман Казаков, это позволит предотвратить несанкционированные свалки строительного мусора, ну или по крайней мере свести их к минимуму. Потому что сейчас это, пожалуй, наиболее острая проблема, которая волнует и экологов, и жителей северной столицы. Одна из строительных компаний, кстати, уже сделала это, и результаты получились колоссальными.

«Я согласен с тем, что наши жители готовы к раздельному сбору», –  заявил Кирилл Пащенко, заместитель председателя Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга. «Более того, наши исследования показывают, что они готовы и к сбору на большее количество фракций, об этом также говорит опыт некоторых управляющих компаний, которые организовали в обслуживаемых ими многоквартирных домах раздельный сбор отходов», – уточнил чиновник. В конце концов возникает резонный вопрос: так почему же до сих пор не применяется раздельный сбор мусора повсеместно, если все к нему готовы? По мнению Романа Казакова, вся загвоздка в том, что транспортные компании, которые сегодня занимаются перевозкой отходов, особенно крупные компании, не очень рады мусорной реформе, так как при раздельном сборе значительно упадут объемы вывозимого с контейнерных площадок мусора. Это подтвердила и Анна Гаркуша, представитель общественного движения «РазДельный сбор».

«Крупные мусороперевозчики действительно не заинтересованы пускать на те контейнерные площадки, которые они обслуживают, другого изготовителя, в некоторых районах города мы встречаем противодействие со стороны этих компаний», – сообщила она. По ее словам, в Петербурге есть компании, которые оказывают услуги по селективному сбору мусора и вывозу вторсырья на переработку. Как правило, эти компании сами изготавливают накопители для раздельного сбора, устанавливают их на контейнерных площадках бесплатно. ТСЖ и управляющие компании, которые пошли по такому пути, просто экономят на вывозе смешанных отходов. По словам Анны Гаркуши, повсеместного распространения раздельного сбора не происходит в основном из за низкой информированности собственников и управляющих компаний. Многие просто не знают о том, что это давно закреплено законодательством и не требует никаких капиталовложений.

Это касается, кстати, и сбора опасных отходов. По словам Романа Савина, начальника отдела по работе с клиентами Всероссийского природоохранного социального проекта «Экобокс», расходы за сбор и вывоз опасных отходов включены в графу «Содержание и ремонт», и это отражено в 491-м постановлении правительства. В пункте 2 данного постановления, где прописаны требования к содержанию общего имущества, в 2011 году появился подпункт, регламентирующий организацию мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и передачу их специализированным организациям, у которых есть лицензия на переработку опасных отходов.

«Управляющие компании, получая от вас по этой статье деньги, не всегда организовывают подобные накопители. Цель нашего социального проекта – рассказать широкой общественности о том, что у собственников есть возможность установить специальные емкости для сбора опасных отходов, так называемые экобоксы, на своих контейнерных площадках», – говорит Роман Савин.

За три месяца пилотного проекта в Петербурге «Экобоксы» собрали порядка 130 тыс. компактных энергосберегающих ламп, 2,5 тысяч термометров и 4,5 тонны батареек.

Кирилл Пащенко согласился, что с точки зрения законодательства и уже наработанной практики сбора раздельного мусора ничто не мешает внедрить его прямо сейчас. По его словам, сегодня у исполнительной власти появились полномочия по внедрению раздельного сбора бытовых отходов в административном порядке, да и сам порядок селективного сбора утвержден федеральным законодательством, которое уже вступило в силу. Поэтому селективный сбор отходов из добровольного потихоньку становится принудительным. В частности, с 1 января текущего года определенные фракции отходов, которые определит правительство, захоранивать запрещено, и это первый законодательный стимул для организации системы сортировки.