Текст: Валерия Захарова
19 декабря 2018

Мусорная реформа: переходный период

Государственная Дума в третьем чтении приняла закон о переходном периоде реализации «мусорной реформы». Он позволяет всем 85 регионам страны плавно переходить к новой системе обращения с ТКО.

В изначальной редакции закон касался только городов федерального значения, где в полном объеме начало работы с регоператором может быть перенесено до 1 января 2022 года. Ко второму чтению появились определенные страховые механизмы и для других территорий, чтобы можно было решать вопрос при отсутствии назначенного оператора и чтобы предотвратить возможный мусорный коллапс в январе следующего года.

На сайте Госдумы сообщается, что для того, чтобы избежать резкого скачка тарифов за вывоз мусора, законом предусмотрена возможность по согласованию с Правительством использовать действующие полигоны, но при условии, что они не представляют угрозы для экологии и здоровья людей.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в ряд регионов оказался в сложнейшей ситуации в этой сфере. В соответствии с Федеральным законом № 89 «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов в границах населенных пунктов запрещено. Из чего следует, что размещение объектов захоронения отходов на территории субъектов РФ – городов федерального значения невозможно.

Одновременно с этим полигоны, расположенные на территории соседних субъектов РФ, зачастую переполнены и подлежат закрытию, а создание новых мест захоронения в таких субъектах РФ затруднено из-за высокой плотности населения.

Авторы закона считают, что единственным выходом из сложившейся ситуации является строительство современных высокотехнологичных объектов обращения с отходами. Но на реализацию этой задачи от стадии оформления подходящих земельных участков до ввода в эксплуатацию потребуется время. Законодатели посчитали, что строительство новых объектов может занять около трех лет.

При этом согласно действующему законодательству, для остальных регионов России обязанность по началу деятельности регионального оператора по обращению с ТКО и оказания коммунальной услуги по обращению с отходами наступает не позднее 1 января 2019 года.

Однако если выбранный по конкурсу региональный оператор после 1 января 2019 года откажется от исполнения контракта, субъект РФ сможет без проведения конкурсных процедур на один год выбрать другого оператора на своей или соседней территории или же возложить обязанности оператора на действующие унитарные предприятия, имеющие лицензию на обращение с отходами.

Если же ни один из перечисленных вариантов будет невозможно реализовать, то регион будет вправе временно продолжить работу с мусором в том формате, который действовал до наступления 2019 года.