Семинар газеты
Семинар газеты "Консьержъ"
Семинар газеты
Семинар газеты "Консьержъ"
Семинар газеты
Семинар газеты "Консьержъ"
Семинар газеты
Семинар газеты "Консьержъ"
Семинар газеты
Семинар газеты "Консьержъ"
Семинар газеты
Семинар газеты "Консьержъ"
Семинар газеты
Семинар газеты "Консьержъ"
Семинар газеты
Семинар газеты "Консьержъ"
Семинар газеты
Семинар газеты "Консьержъ"
Семинар газеты
Семинар газеты "Консьержъ"
Текст: Светлана Хаматова
27 июня 2016

Доступное энергосбережение

Евгений Хачатуров, член Общественного совета по ЖКХ при вице-губернаторе Санкт-Петербурга, на семинаре «Консьержа» рассказал о том, что такое «перетоп» и чем его лечить.

Чтобы разобраться с причинами расходов, «отапливания улицы через форточку» нужно заглянуть в прошлое. Централизованная система теплоснабжения  создавалась и развивалась на протяжении десятилетий. Причем ее название многое объясняет: как можно догадаться, индивидуальное регулирование потребления тепла предусмотрено не было. Да и зачем, если дома и так обогреты, причем без ручного труда? (Долой печи, дрова и все с ними связанное!) И все это потому, что советские инженеры придумали отличный механизм – водоструйный элеватор. Он, кстати, прекрасно справлялся  со своими обязанностями, пока, как и задумывалось, на улице холодно и людям нужно нормальное тепло. То есть, пока в отопительный сезон вдруг не появляются отчетливо плюсовые температуры, а собственники не принимаются считать каждую копейку.

Увы, за десятилетия эксплуатации в системе накопилась усталость, развились хронические болезни. Так что каждый, пожалуй, сталкивался с результатом: кипятком из под крана или же, напротив, остывшей к утру водой, которую еще надо проливать. «Перетопы» при плюсовых температурах на улице, делают воздух сухим, заставляют пользоваться форточкой для регулирования температуры в помещениях, отсюда сквозняки, простуды – и нервные собственники, которые уже вынуждены оплачивать этот дискомфорт.

Есть объективные причины, по которым теплоснабжающие организации не могут так, как мы хотим, то есть «с точностью до градуса», регулировать  температуру теплоносителя.  Существуют санитарные нормы, которые так строги и не позволяют снизить температуру горячей воды ниже 70 градусов.

Между тем, что-то делать надо! Специалисты посчитали, что в Петербурге из 220 дней отопительного периода только 120 дней температура наружного воздуха составляет плюс три градуса и ниже. В остальные 100 дней у нас теплее трех градусов! А ведь речь про 40% отопительного периода!

Чтобы снизить температуру горячей воды на отопление ниже 70 градусов в ИТП  требуется регулировать температуру теплоносителя на входе в дом, до того, как отправить тепло по квартирам. И вот здесь важный момент: делать это при помощи задвижек – невыгодно и неграмотно! Мало того, что приходится затрачивать усилия (хотели же уйти от ручного труда!), так еще и нарушается равномерность отопления. Да и диапазон регулирования всего 10-15%. Так что экономия, которая достигается за счет дискомфорта жителей дома, не так уж и велика.

Естественным решение является адаптация теплопункта к индивидуальному регулированию, а то и полная замена ИТП на что-то более современное. И разумеется, что реконструкция с установкой нового оборудования считается более привлекательным, хотя и более дорогим способом.

По мнению Евгения Хачатурова, не нужно сразу бежать и тратить деньги собственников. Новый ИТП – это внушительная сумма от 2,5 миллионов рублей, окупится он только через 10 лет. («А чтобы механизм энергосбережения включился, нужно, чтобы затраты окупались быстрее – за 2-3 года, максимум за 5 лет», – уверен Евгений Григорьевич). Причем только полтора года потребуется на проектирование и собственно монтаж. Иными словами, это долгосрочный проект, у которого есть и еще один минус: система зависима от электроснабжения. Блэкауты случаются, может быть, не так часто, но за свои же деньги приобретать заранее уязвимую систему?

Модернизация существующего элеваторного узла – процедура более выгодная (однако эффективная, на нее даже патент есть): 600-750 тысяч в среднем, окупятся затраты за 2-3 года, а проектирование и монтаж займет 2-3 месяца. Главный плюс – энергонезависимость. Водоструйный элеватор лишь слегка усовершенствуется и, если вдруг отключат электричество и вся автоматика вырубится, то он продолжит работать и обеспечивать дом теплом, просто на период блэкаута жители не смогут экономить. Не так уж и страшно, верно?

Понятно, что в числе устанавливаемого оборудования входят различные устройства, которые дают возможность в режиме реального времени следить за тем, какова температура наружного воздуха, какова температура теплоносителя, сколько экономится и т. д. Однако есть и еще полезные аппараты, например, циркуляционный насос для стабилизации теплоносителя в доме (рав-но-мер-ность!) и специальный блок автоматического управления, который защищает от проблем, связанны с разморожением. Как все помнят, когда проводится аварийный ремонт, необходимо «сливать» весь дом, чтобы вода не замерзла в трубах и не разорвала их. Но что, если вода не будет замерзать, благодаря постоянной циркуляции?

Подобная модернизация проведена уже в десятке домов в Петербурге. Например, в доме 46 по Малой Балканской. Председатель ТСЖ в этом доме Борис Зверев рассказывает, что у него панельная девятиэтажка на 6 парадных. Теплопункт модернизировали этой зимой. За февраль 2015 дом потратил 259 гигакалорий, за февраль 2016 – 187 гигакалорий, при том, что средняя температура наружного воздуха была сопоставима – 0,23 градуса и 0,4 градуса. Для квартиры в 66,12 квадратов это вылилось в экономию почти в 700 рублей. Достаточно убедительно, не правда ли?