21 ноября 2015

Инновации – в дом

Треть россиян, живущих в многоквартирных домах, оценили качество предоставляемых жилищных услуг как удовлетворительное, еще столько же дали негативную оценку и только 20% заметили улучшение за последний год.

Таковы результаты масштабного исследования ВЦИОМ «Отечественное ЖКХ: оценки россиян», данные которого были обнародованы в середине октября 2015 года. Не смотря на то, что львиную долю негодования у населения вызывает рост тарифов на коммунальные услуги и непрозрачность системы капитального ремонта, по привычке, ставшей уже модой, ругают управдомов. При этом собственники порой сами не проявляют инициативы на собраниях и копят долги, усложняя работу управляющей организации.

Но, к счастью, встречаются и позитивные примеры, когда управдом горит желанием улучшить жизнь дома, и большинство жильцов поддерживают модернизацию и внедрение новых технологий. «Консьержу» удалось побывать в одном из таких домов, где в подъезде чистота, книги и цветы, в квартирах установлены импульсные водомеры, а современный тепловой центр не только обеспечивает жильцов теплом, но и навсегда решил проблему перетопа. Беседу с председателем ТСЖ «Ткачей, 42» Денисом Михайловым мы начали именно с осмотра этого теплового центра, оснащенного системой автоматического погодного регулирования.

– Денис Владимирович, как давно функционирует новая система и ощутили ли жильцы выгоду?

– Без ложной скромности могу сказать, что это один из самых современных тепловых центров, а в домах такого класса их еще просто нет. Система функционирует год, хотя строилась она три года, можно сказать, что с ней мы пережили пока одну зиму. Нашему ТСЖ всего пять лет, и первая зима прошла на простых трубах. За отопительный сезон с дома мы собрали около 1 млн рублей, а поставщики тепла выставили счет на 1,3 млн рублей. Тогда и стало ясно, что ресурс поставляется в большем количестве, чем требуется, после чего мы решили поставить узлы учета. Первая система была ручной, экспериментальной. По ней мы присматривались, насколько можно регулировать температуру теплоносителя и экономить, в итоге пришли к самой сложной системе с теплообменником.

– По какому принципу работает эта система, в чем ее очевидное преимущество и решает ли она актуальную для Петербурга проблему перетопа?

– Система позволяет избежать стандартной ситуации в домах, когда теплоноситель, температура которого на входе соответствует нормативу, пройдя по стояку до верхнего этажа, возвращается с огромной потерей. То есть по графику зашла вода +60°C, а на выходе +48°С. И получается, что в квартире на нижнем этаже в одной комнате батарея горячая, а на кухне чуть теплая. У нас циркуляционные насосы постоянно гоняют воду по дому, и на пути между первым и последним этажами теплоноситель не успевает остынуть.  Система оснащена несколькими компьютерами, один из которых запускается в случае нехватки тепла. Такой ситуации еще не было, но при наружной температуре – 20°С необходимость в дополнительных ресурсах возникнет. При таком показателе температура теплоносителя должна быть +80°С, но больше +72°С не подают. В этом случае мы будем добирать за счет дополнительного объема, который нагнетается дополнительным насосом, и объем циркуляции по дому увеличивается с 18 тонн до 23 тонн. Система полностью автоматическая, достаточно выставить температурный режим для квартир, у нас это +23С°, что выше норм СанПиН, кстати, и в зависимости от наружной температуры режим поддерживается автоматически. Прямо сейчас уейчас у нас на входе +50°С, на выходе +42°С, всего потребляем 8 тонн при нормативе 18,4 то есть экономия превышает 50%, и в квартирах комфортная температура 22-23°С.

Осмотрев тепловой центр, мы вышли из подвала, и отправились дальше –  знакомиться с еще одной технической новинкой – водомерами с импульсным выходом, позволяющими считывать показания дистанционно. Подъезд встретил нас книжными полками, цветочной оранжереей, расположившейся на подоконниках, и энергоэффективной системой освещения – установленные датчики света, как и положено, реагируют на шум и движение, но только с наступлением темноты.

– Сейчас «Водоканал» активно пропагандирует установку таких счетчиков, и Ваш дом один из первых, где они появились.

– Да, еще в 2012 году на одной из выставок на стенде «Водоканала» я увидел аналог подобных водомеров и загорелся идеей. Дальше уже были поиски возможностей, и в этом году удалось реализовать идею. Вообще я беру на заметку все новые эффективные технологии и стараюсь немедленно их внедрить.

– Какова стоимость таких приборов и стали ли жители экономить, видя свои расходы буквально по дням?

– В среднем счетчик на одну квартиру обходится в 2 тыс. рублей. Показания приборов отправляются каждые пять минут, и данные по каждой квартире заносятся в компьютерную систему «Ресурсомониторинг», зайти в которую можно даже с телефона. Система не только фиксирует расход воды в каждой квартире, но и срабатывает на магниты. Двух таких умельцев я поймал, есть еще одна квартира, выловить жильцов которой пока не удается, но очевидно, что счетчик у них установлен только на унитаз. Система также выявила квартиры, где текли унитазы и в целом по дому счета, выставленные ТСЖ, стали на 30% меньше, расход водопотребления сократился.

– Неплательщики – одна из главных бед ЖКХ, и даже образцовым  домам не удается ее избежать. Есть ли закоренелые должники в Вашем доме, и каков среднестатистический портрет неплательщика?

– У нас три крупных неплательщика. Один маргинал – наниматель, по нему долги через суд должно взыскивать ГУЖА. Есть собственница, ее я и поймал с магнитом, в свое время она набрала кредитов, ввязалась в ремонт, а теперь решила экономить, не оплачивая коммунальные услуги. Однако и от нее порой удается добиться частичной оплаты долгов. Есть особая категория граждан, которые могут не платить в течение года, но после обращения в суд они приходят в себя, при этом помимо долга им приходится оплачивать пени и судебные издержки. Но такие примеры показательны, они помогают убедить жильцов платить вовремя, а не ждать, когда на них свалится помимо оплаты коммунальных платежей долг в 40 тыс. рублей.

– Денис Владимирович, как Вы оцениваете переход на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, станет ли управдомам легче жить?

– Прямой договор – не панацея, в чем-то возникнут сложности, например, с решением проблемы перетопа. Но то, что с ТСЖ и управляющих организаций переход на прямые договоры снимет большой груз, правда. Сейчас приходится оплачивать все счета вне зависимости о того, заплатили собственники или нет. Потому что я понимаю, пени и судебные издержки съедят еще больше средств и, например, на текущий ремонт в доме ничего не останется. Поэтому лучше оплатить все сразу, а затем точечно бороться с должниками.

– Что еще попадает в топ проблем ЖКХ помимо неплательщиков?

– Если на первом месте неплательщики, то на втором – «жалобщики» - особая категория жильцов. Не разобравшись в ситуации, они первым делом пишут жалобы, подают иски в суд, срывают собрания собственников. У той же системы погодного регулирования были ярые противники, отправившиеся в суд. Тогда судья предложила сделать расчеты, посчитать экономию от новой системы. Для каждой квартиры на обратной стороне платежки был сделан сравнительный анализ. Люди увидели разницу между тремя показателями: начислением по нормативам, по счетчикам и сумму, которую они реально заплатили после внедрения новой системы. И уже после того, как каждому разжевали выгоду, истцы, затеявшие это дело, просто не явились в суд.

Беседовали Татьяна Ларина и Виктория Никулина