23 апреля 2020

Владислав Воронков: «С жителями придется договариваться»

Ситуация меняется очень быстро, возможно, когда выйдет этот материал, часть информации уже устареет, но неизменным останется то, что существующая система ЖКХ крайне неповоротлива, что противопоказано при эпидемиологической угрозе. Нет единого понимания, как действовать, кто платит, как быть, когда никто не платит, а действовать надо быстро. Или не надо? «Консьержъ» попытался разобраться вместе с Владиславом Воронковым, руководителем саморегулируемой организации «МежРегионРазвитие», руководителем комиссии по ЖКХ Научно-экспертного совета Совета Федерации.

– От управляющих организаций и ТСЖ каждый день что-то требуют: дезинфекцию парадных, фотоотчеты уборки, вывоз мусор у зараженных коронавирусом...

– Давайте сформулируем правильно: на сегодня речь идет о просьбах и рекомендациях. Чтобы это стало требованием для всего города, нужен один из следующих документов: постановление Главного санитарного врача Санкт-Петербурга, постановление или распоряжение губернатора города, Закон Санкт-Петербурга. Главврач при этом будет руководствоваться ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и в его постановлении должен быть указан источник финансирования всех мероприятий – бюджет. Как вариант, требование может быть в форме адресного предписания от надзорного органа, то есть Жилищной инспекции или Роспотребнадзора. Всего этого пока нет.

Идем дальше. В этих просьбах и рекомендациях сейчас используют термин «влажная уборка с использованием дезинфицирующих средств», потому что дезинфекцию могут проводить только специализированные организации. Кстати, знаете, во сколько обойдутся их услуги? Мне недавно называли цену: 74 копейки за квадратный метр разовой обработки поверхности.

Наконец, что касается вывоза мусора. Даже если у вас будет, скажем, дворник, который подпишет согласие на такую работу, даже если вы обеспечите его средствами защиты и проведете инструктаж по технике безопасности, у городских мусорщиков просто нет лицензии на вывоз медицинских отходов. Этим тоже занимаются специализированные организации, и машина для сбора и вывоза у них особая, и везут эти отходы на отдельный полигон или мусороперерабатывающий комплекс. Так что все не так просто.

– Дворник должен подписать согласие?

– Конечно, а как вы представляете себе работу в ситуации, где люди рискуют своей жизнью? Все достаточно серьезно. День в управляющей организации должен начинаться с медосмотра, бесконтактного измерения температуры – и заканчиваться так же. Дальше выдаются индивидуальные средства защиты. Перчатки влагонепроницаемые – не тонкие, а специальные, из более плотного материала, не одноразовые маски, а нормальные респираторы, герметичные очки или маска, защищающие глаза и лицо. Голова непременно закрыта, специальная обувь. Рабочая одежда одноразовая, чтобы ее утилизировать в конце смены (раньше такой комбинезон был по 150 рублей, сейчас – по 500), или же специальный костюм, пригодный для обработки в автоклаве, стирки и дезинфекции. Ежедневно – тесты на коронавирус для всех сотрудников, потому что болезнь развивается в течение 2 недель, человек может чувствовать себя хорошо, но уже быть переносчиком заболевания. А вы посчитайте, сколько парадных за смену убирает один работник?

Несоблюдение требований и порядка проведения специальных мероприятий только увеличивает шанс, что уборщик где-то может подхватить вирус и разнесет его по всем домам, потому что на практике описанный мной порядок, конечно, не соблюдается.

– Председатели жалуются, что негде купить средства индивидуальной защиты, разве что по заоблачной цене.

– Мы, как СРО, предлагали решить эту проблему, найти поставщика или договориться напрямую с предприятиями-производителями о централизованной поставке для нужд ЖКХ. Но встает вопрос: кто будет платить? Город пока на это не идет. Знаю, по России и даже в Ленобласти муниципалитеты, где вопрос решили централизовано: администрация закупила все необходимое, в том числе дезсредства, и каждый день под подпись выдает представителям управляющих организаций – под конкретное количество домов, подъездов, квадратных метров. В основном, это оперативно решили в небольших городах, где привыкли работать сообща и с маленьким бюджетом. Знаю и другие города, где управляющие организации также прочитали все эти просьбы и рекомендации и сразу обратились к муниципальным властям: «Хорошо, мы все обеспечим, кому счет выставлять?». Потому что, вопреки стереотипу, управляющие организации не имеют каких-то финансовых запасов на вот такие форс-мажоры. Многие балансируют на грани рентабельности, многие – в долгах, потому что монополисты никак не разберутся, кто же им должен платить, компания, которая на виду, или каждый отдельный собственник, с которым муторно и невыгодно судиться? И вообще, управляющие организации работают по поручению и за деньги собственников, в рамках Жилищного кодекса и договора управления. Если жители дома не финансировали и не заказывали дополнительных мер, то, формально, управляющая организация и не может ничего предпринимать.

– А как собственники могут что-то поручить? Все сидят по квартирам, собрание общее не проведешь... Разве что воспользоваться ГИС ЖКХ?

– Действительно, это и логично, даже есть письмо Минстроя, которое разъясняет, что собрания в очной форме можно будет провести после окончания периода самоизоляции и карантина, а в заочной форме – это длительная процедура. Вы можете провести электронное голосование – при условии, что на предыдущих собраниях собственники уже приняли решение, что общие собрания могут проходить в таком формате, и оператором выбрали, например, ГИС ЖКХ. Более простой вариант – прибегнуть к помощи Советов домов, а они по Жилищному кодексу должны быть созданы и работать во всех многоквартирных домах, где нет ТСЖ и ЖК. В него обычно входят представители от собственников из каждой парадной, они – лидеры мнений, они – тот актив, который избрали собственники голосованием на собраниях. Члены Совета могут узнать позицию соседей, просто созвонившись с ними, и передать вам, согласны ли собственники оплатить такие-то дополнительные услуги за такую-то цену.

– Собственники, скорее всего, не будут согласны, многие сейчас задерживают даже обычные платежи за ЖКУ.

– Или, наоборот, они настолько озабочены здоровьем своих детей и пожилых родственников, что заплатят. Вы не узнаете, пока не спросите их самих. Что касается снижения платежной дисциплины – это печальная и опасная реальность. В Москве сборы упали до 30%, в Петербурге цифра повыше, но все может измениться к худшему. Причин снижения, на самом деле, несколько. Первая – то, что самая дисциплинированная категория плательщиков сидит дома на принудительной самоизоляции. Вторая – то, что пожилые люди младше 65, могут выйти, но в банке им бы пришлось заплатить процент, а отделения «Петроэлектросбыта» не работают. Кстати, этот вопрос решается, часть отделений должны снова открыться в ближайшее время. Не все представителе этих двух категорий умеют оплачивать счета дистанционно. Люди еще моложе – умеют, но не торопятся, и это третья причина. Кто-то потерял работу, кто-то боится, что потеряет, кто-то экономит последние деньги, кто-то сменил приоритет по расходованию бюджета семьи. Еще некоторые услышали про отмену пени до конца 2020 года при неуплате ЖКУ и планируют дождаться 31 декабря, чтобы заплатить. Еще одна группа собственников надеется на аналог кредитных каникул – только в ЖКХ. Непонятно, с чего. Граждане, квартиры и весь дом – это ваша собственность! Вы за нее отвечаете, вы живете в домах, где ремонт нужен, а работоспособность инженерных систем, круглосуточная аварийная служба, подготовка домов к отопительному сезону необходимы вне зависимости от коронавируса. Добавлю, что грядет проблем с вывозом мусора – его стало больше, люди едят дома, занимаются уборкой и ремонтами, а поток платежей снизился...

– Давайте суммируем. УК и ТСЖ проводят уборку с дезсредствами, если получено решение собственников или если это распоряжение городских властей, ими же профинансированное?

– В целом, верно. И первый вариант более вероятен. С жителями придется договариваться. Возможно, не на уборку дважды в день, а на еженедельную, например, или чаще, что лучше для нашей с вами безопасности. Вам будет легче, если будем оперировать конкретными цифрами и вообще переведем уборщиков на сдельную оплату труда. Получил работник наряд на уборку, скажем, 5 подъездов в доме по такому-то адресу, вот дезсредства из расчета на конкретную площадь, средства личной защиты и инвентарь, поставил подпись. Выполнил за такое-то количество часов – сдал работу, отчитался. Сразу видно, сколько и что стоит, а также проще отследить, где и когда работал конкретный человек, если он вдруг заболеет. Кстати говоря, еще одна причина, по которой есть огромная разница между просьбами/рекомендациями и требованиями. Во втором случае городскому правительству пришлось бы выплачивать какое-то пособие заболевшим дворникам и уборщицам. Они тоже на переднем крае борьбы с коронавирусом, как и врачи. И поймите меня правильно: ситуация опасная, город нуждается в помощи, управляющие организации и ТСЖ могут именно помогать, в меру своих возможностей. Их нельзя принуждать, запугивать прокуратурой или следственным комитетом за немытую с дезсредствами парадную – а я и такие примеры знаю! Точно так же можно было воззвать к гражданским чувствам волонтеров, членов спортивных обществ и так далее, обучить их, одеть в костюмы химзащиты и отправить мыть парадные. Уверен, многие бы согласились, несмотря на риск. Этих бы волонтеров разве пугали прокуратурой? Вопросов много, риторических и нет, очевидно одно, что когда эта коронавирусная история закончится, мы должны будем крепко задуматься, как реформировать систему ЖКХ и что нужно сделать, чтобы мы все лучше понимали друг друга.

Беседовала Анна Чуруксаева