Фото: lenobl.ru
14 мая 2017

ЖКХ меняется: в центре внимания — единый Водоканал и капремонт

О перспективах развития областного ЖКХ, капитальном ремонте и вопросах профессионального управления корреспондент газеты «Консьержъ» поговорил с председателем Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области Сергеем Кузьминым.

– Сергей Николаевич, это первое интервью с Вами как с председателем Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, ранее Вы возглавляли региональный Комитет государственного жилищного контроля и надзора. Поэтому первый вопрос будет общим: какие задачи Вы ставите перед Комитетом на новом посту?

– На сегодня приоритетными для нас являются задачи по созданию единого областного Водоканала, который с 1 июля 2017 года должен заработать как полноценное предприятие, а также реализация программ Фонда капитального ремонта многоквартирных домов в регионе.

– Так исторически сложилось, что в каждом муниципалитете был свой местный Водоканал. В связи с чем потребовалось объединять всех в один областной Водоканал, и не было ли сопротивление этому на местах?

– Где-то было недовольство, но оно быстро прошло, так как люди понимают необходимость объединения. Потенциал мелких Водоканалов исчерпан, материально-техническая база устарела, и требует серьезных капиталовложений. Назрело достаточно много проблем как с очистными сооружениями, так и с коммуникациями. Для того, чтобы что-то улучшить, надо поднимать тарифы для населения в десятки или даже сотни раз, а это невозможно. Укрупнение позволит более системно предусматривать и расходовать бюджетные средства на решение актуальных вопросов в сфере водоснабжения и водоотведения, комплексно планировать проведение капитальных ремонтов, реконструкций и модернизаций. Кроме того, наличие единого Водоканала позволит эффективнее организовывать работу по привлечению инвесторов по концессионным договорам. Если говорить о финансировании на 2017 год, то на объекты, которые перейдут под управление единого областного Водоканала, запланировано выделение более 500 млн рублей.

– Что Вы можете сказать о правовой форме нового Водоканала, и все ли муниципальные Водоканалы уже вошли в него?

– Это будет государственное предприятие с государственным капиталом, то есть ГУП «Водоканал Ленинградской области». Планируется, что к концу 2017 года под его управление должно быть передано имущество водопроводно-канализационного хозяйства восьми муниципальных районов области – Подпорожского, Выборгского, Лужского, Сланцевского, Лодейнопольского, Тихвинского, Волховского и Бокситогорского – и нескольких муниципальных образований. Процесс объединения оказался не таким легким, как предполагалось вначале, так как возникло много вопросов имущественного характера, но все они постепенно решаются.

– Помимо объектов водоснабжения и канализования в ремонте нуждаются и жилые дома. Как Вы оцениваете ситуацию с капитальным ремонтом жилья в Ленинградской области и какие проблемы надо решать?

– Программа капремонта жилья на 2015-2016 годы выполнена на 98%. Небольшую часть работ вынуждены были перенести по срокам из-за погодных условий. Стопроцентное выполнение программы ожидаем к 1 июля. Отмечу, что собираемость платежей с населения довольно высокая. В настоящее время решен вопрос с тем, чтобы плата за капитальный ремонт была включена в общие квитанции, что еще больше повысит ее собираемость. На программу капитального ремонта многоквартирных домов региона этапа 2016–2017 годов планируется израсходовать 1,7 млрд рублей плюс 200 млн рублей областного бюджета, а на этап 2017–2018 – 1,3 млрд рублей.

– Какие виды работ включены в капитальный ремонт в области и отличаются ли они от перечня видов работ в Санкт-Петербурге?

– В основном в программы по капитальному ремонту многоквартирных домов включаются ремонт фасадов и крыш, систем горячего и холодного водоснабжения, замена и ремонт лифтового оборудования. Кроме того, депутаты областного парламента приняли поправки в закон о капитальном ремонте, и теперь с 2019 года в старых домах будут ремонтироваться и подъезды. Насколько я знаю, в Санкт-Петербурге такой вид работ в рамках программы капитального ремонта не предусмотрен. Рассматривается вопрос по внесению еще одного дополнительного вида работ – установка устройств для инвалидов: пандусы, подъемники в подъездах и другие. Мы также ведем переговоры с общественной комиссией при Минстрое РФ, чтобы иметь возможность заменить от 200 до 500 лифтов с рассрочкой платежа до 5 лет. Причем оплата будет без процентов. В любом случае это выгодно подрядчику – он имеет возможность получить стабильный контракт на несколько лет.

– Как в области решается вопрос с подрядчиками, как избежать случаев появления на рынке нечистоплотных и некачественно работающих компаний?

– Во-первых, мы не платим авансовые платежи, пока работы не будут выполнены. Во-вторых, мы требуем обязательную банковскую гарантию, чтобы обезопасить себя на случай недобросовестности подрядчика. Если что-то случится, требования мы уже будем предъявлять банку. Мы также требуем от подрядчиков гарантии до 5 лет на выполненные работы, очень внимательно смотрим как документы, так и наличие технической и материальной базы для выполнения работ. Как показывает практика, компании с пониманием относятся к этому и участвуют в конкурсах. В этом году должны быть выполнены разные виды работ капитального характера в 663 домах.

– В Санкт-Петербурге очень непростая ситуация сложилась в сфере управления жилыми домами. Частный бизнес активно вытесняется. Как вы оцениваете ситуацию с профессиональными управляющими компаниями в Ленинградской области?

– Я не могу оценивать ситуацию в соседнем регионе. Что касается Ленинградской области, то у нас на рынке управления жилыми домами 90% составляет частный капитал и только 10% – МУПы. Достаточно посмотреть статистику и увидеть, что раньше в Ленинградской области работало 180 компаний, а на сегодня их уже 350. И это говорит само за себя. На мой взгляд, у нас частному бизнесу работать проще. Задача администрации – создавать условия для нормальной работы и помогать собственникам получить управляющую компанию, если они сами выбор не сделали. Мы считаем, что надо создавать условия и для управляющих компаний, работающих в домах, привлекать их к работам капитального характера, если, к примеру, в доме открыт свой спецсчет, и деньги не перечисляются в Фонд.

– Еще одна проблема для управляющих компаний в Санкт-Петербурге – это тарифы на содержание и эксплуатацию жилья. Все собственники ориентируются на тарифы, установленные для нанимателей. Как обстоит дело в области?

– У нас тарифы не регулируются, а принимаются самими собственниками и потому никаких вопросов здесь не возникает, что также способствует интересу частных управляющих компаний выходить на рынок области.

– С начала года изменилась система учета так называемых общедомовых нужд. Теперь сверхнормативный расход ложится на УК, даже если есть показания счетчиков. Как вы это оцениваете?

– Если в доме утекло больше воды и превышен норматив, управляющие компании будут платить сами из своих личных средств. Законодатель вводит это для того, чтобы управляющая компания лучше выполняла свои обязательства перед жильцами по обслуживанию жилищного фонда.

– В конце декабря появилось новое постановление Правительства об общественном контроле. Нужен ли он в ЖКХ и будет ли работать?

– Мы планируем создать Общественный совет. Сейчас это активно обсуждается, возможно, уже в ближайшее время он начнет свою работу. Общественный совет позволит активнее взаимодействовать с собственниками жилья, управляющими компаниями, более эффективно реагировать на обращения граждан.

Беседовала Александра Швец