28 августа 2017

Ломать − не строить: перепланировки и реконструкция

Волна общественного негодования, возникшая из-за обрушения несущей колонны в доме 57 на Каменноостровском проспекте, дала толчок для разработки нового законопроекта. Минстрой РФ пообещал внести поправки в законодательство, чтобы ужесточить ответственность за незаконную перепланировку жилых помещений и ввести ответственность за незаконную перепланировку нежилых.

В то время, как власть находится в поисках методов расправы над правонарушителями, Государственная жилищная инспекция пытается назначить ответственного за соблюдением порядка.

Напомним, в конце июля, в здании на Каменноостровском проспекте в ходе ремонта квартиры произошло частичное обрушение несущей колонны. В нескольких квартирах началось деформирование перекрытий. На данный момент находиться в этих помещениях опасно для жизни, они признаны непригодными для проживания.

Злосчастие настигло дом-памятник. Казалось бы, здания, несущие историко-культурную ценность, должны находится под пристальным контролем КГИОП, и Комитет обязан пресекать любую возможность подобных трагедий на корню. Но так ли просто обнаружить незаконную перепланировку, и на чьих плечах лежит бремя ответственности за выявление нарушений?

В течение полугода жители Петербурга пожаловались на соседей, нарушающих закон в ходе проведения ремонта − 1286 раз. «Жалобы на перепланировки составляют порядка 7 % от общего количества обращений в жилищную инспекцию», − отметил заместитель главного государственного жилищного инспектора Санкт-Петербурга Юрий Кузин. Следует подчеркнуть, что чаще всего жалобы связаны с высоким уровнем шума в ходе проведения ремонта в квартире, а это далеко не всегда говорит о незаконной перепланировке.

Представитель ГЖИ заметил, что за последние годы количество нарушений увеличилось, одной из причин такой негативной тенденции являются смешные штрафы − 2-3 тыс.руб. Если же у собственника возникнет желание сделать законную  перепланировку, он должен пройти огромное количество инстанций для согласования проекта, потерять колоссальное количество времени, денег и нервов. На такие жертвы люди идут с большой неохотой, поэтому для многих проще и дешевле − сначала сломать стены, а потом заплатить штраф.

Но вдобавок к штрафу, межведомственная комиссия может потребовать у собственника вернуть квартиру в первоначальное состояние. За полгода суд удовлетворил пять исков МВК и обязал собственников квартир реконструировать снесенные элементы. Только для физических лиц, согласно действующему законодательству, не предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение решения суда, поэтому стены и ныне не там, где им положено быть.

Начальник сектора по обеспечению деятельности межведомственной комиссии Центрального района Павел Курашев сообщил, что жителям центра города часто приходиться отказывать в перепланировке. За первые 6 месяцев 2017 года поступило около 300 проектов, из них почти половина была отклонена.

Павел Николаевич утверждает, что отказы чаще всего связаны с ошибками в проекте организации работ. Нередки случаи, когда проектировщики делают документацию по шаблону, путают адреса и виды работ. «Был случай, когда пришел проект перепланировки жилого помещения по конкретному адресу в Санкт-Петербурге, а в пояснительной записке мы увидели московский адрес. По всей вероятности, проектировщик торопится и делает все под копирку», – объясняет государственный служащий. Также отказать в согласовании перепланировки могут из-за неправильной брошюровки документации − это наиболее частая ошибка в оформлении проекта.

Однако согласование перепланировки не является последним пунктом в ее легализации. После одобрения проекта можно будет наконец-то начать ремонт, но законной считается перепланировка, получившая акт приема работ у приемочной комиссии.

В квартирах, находящихся в домах-памятниках, собственникам нужно еще получить разрешение от КГИОП. Заместитель начальника отдела Центрального района Управления по охране и использованию объектов культурного наследия КГИОП Андрей Смелков объясняет: «Для всех видов объектов культурного наследия есть порядок: сначала нужно получить задание у нас, согласовать с нами проектную документацию, получить разрешение. Все работы должны вестись под контролем Комитета. Потом мы принимаем работы и выдаем акт, с которым собственник идет в МВК и получает там разрешительную документацию».

Еще одна весомая проблема − абсолютная убежденность жителей в том, что их квартира не является частью культурного наследия, даже если она находится в доме-памятнике. Многие собственники таких квартир искренне недоумевают, почему их собственность находится под пристальным надзором КГИОП. По данной логике квартира должна находиться в неком параллельном измерении, отдельном от дома.

Наказание за незаконную перепроектировку в домах-памятниках намного серьезнее. Штрафы за несогласованную перепланировку могут достигать 60 млн рублей, а крайней мерой является уголовная ответственность с присуждением шести лет лишения свободы (ст.243 УК РФ «Уничтожение объекта культурного наследия»). Юрист КГИОП Юлия Богачева уточняет, что за последние годы настолько радикальную меру применяли один раз, после того, как на Миллионной улице нашли незаконную мансарду. Как ни странно, данный «скворечник» до сих пор на месте, его так и не снесли, несмотря на решение суда.

Эксперт государственной жилищной инспекции подчеркивает, что наибольшие трудности возникают с нежилым фондом. За перепланировку нежилых помещений административная ответственность пока не предусмотрена, и у ГЖИ нет никаких рычагов воздействия на собственников таких помещений.

Каким же образом можно научить жителей заботиться о доме и городе, в котором они живут? До тех пор, пока Минстрой не разработал новый законопроект, ГЖИ призывает быть бдительными самих граждан. Прислушиваться к строительному шуму в соседних квартирах и вызывать полицию при малейшем подозрении на незаконную перепланировку. Совет, конечно, весьма любопытный, но на данный момент это единственная рекомендация, которую возможно осуществить.