Фото: Татьяна Гоцуленко
31 октября 2017

ОНФ предлагает включить в Стратегию госполитики в области защиты прав потребителей социальную сферу и ЖКХ

Стратегия государственной политики РФ в области защиты прав потребителей игнорирует интересы граждан в значимых сферах, считают эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ). Проведенный ОНФ анализ Стратегии показал, что в документе по сути не учтены услуги социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, социальное обслуживание) и ЖКХ. ОНФ предлагает сформировать специальные разделы о цели, задачах, направлениях и механизмах защиты прав потребителей в социальной сфере и ЖКХ.

Цель утвержденной в конце августа 2017 г. Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 г. – защита интересов всех слоев населения при обеспечении им равного доступа к товарам и услугам. При этом особое внимание уделяется социально уязвимым группам граждан, говорится в тексте документа. Однако эксперты Народного фронта пришли к выводу, что в документе не учтены услуги социальной сферы и ЖКХ.

«Возникает вопрос – почему эти сферы не нашли должного отражения в Стратегии? Повседневные услуги, с которыми сталкиваются все жители нашей страны, просто выведены за рамки документа. Можно утверждать, что потребителя в полном понимании слова в Стратегии нет, не сформированы представления о конкретных механизмах защиты его прав в социальной сфере и ЖКХ», – отмечает руководитель Центра ОНФ «Народная экспертиза» Виктор Рожков.

Он отметил, что в лучшем случае в Стратегии приводятся общие направления, без описания механизмов защиты прав и интересов потребителей. Так, вопросы ЖКХ рассмотрены в одном абзаце и речь в нем идет лишь о повышении информирования потребителей, обеспечении всеобщего доступа к услугам ЖКХ и разрешении споров между потребителями и организациями ЖКХ. Каким образом предполагается реализовывать эти направления, Стратегия умалчивает. В отраслевых документах эта тема тоже не затрагивается. Стратегия развития ЖКХ в РФ на период до 2020 г. не дает представления о механизмах защиты прав потребителей коммунальных услуг, сводя их к общественному контролю в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Медицинская сфера также коротко рассматривается в Стратегии в контексте информирования потребителей и дополнительных мер по защите незастрахованных лиц, детализация таких действий отсутствует. Образование и культура как сферы услуг вообще не нашли в Стратегии своего отражения. Особо эксперты ОНФ отмечают отсутствие в ней вопросов защиты прав и интересов потребителей в сфере социального обслуживания. Это явно расходится с заявленным в Стратегии учетом реальных интересов «социально уязвимых групп населения».

При этом результаты работы проекта ОНФ «Народная оценка качества» показывают, что к качеству услуг в здравоохранении, образовании, социальном обслуживании и культуре у граждан много претензий. На сайт проекта narocenka.ru поступило почти 22 тыс. отзывов граждан о качестве работы 2,5 тыс. организаций соцсферы. Подавляющее большинство замечаний россиян касаются сложностей при записи к специалистам, времени ожидания в очереди, удобства помещений.

В ОНФ также отмечают, что механизмы защиты прав потребителей рассматриваются в Стратегии преимущественно в разрезах совершенствования судебных процедур и работы потребительских организаций. Однако судебный процесс и процедуры работы по обращениям граждан в потребительских организациях занимают большое количество времени, а несудебные механизмы самостоятельной защиты потребителями прав и интересов в документе отсутствуют.

Эксперты ОНФ предлагают сформировать специальный раздел или группу разделов, в которой будут поставлены цели, задачи, определены направления и механизмы защиты прав потребителей в социальной сфере и ЖКХ. При этом роль потребителя в деле защиты прав должна рассматриваться отдельно.

Пресс-служба ОНФ