Кронштадт.
Кронштадт.
Фото: Татьяна Гоцуленко
28 июня 2016

Состоялось заседание Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга

27 июня под председательством вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина состоялось заседание Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга.

В заседании приняли участие первый заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергей Макаров, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре – главный архитектор Санкт-Петербурга Владимир Григорьев.

Открывая заседание, вице-губернатор Игорь Албин поздравил с юбилейными датами членов Совета – кинорежиссера Александра Сокурова и главного архитектора Государственного Эрмитажа Валерия Лукина.

Основным вопросом совещания стало рассмотрение концепции сохранения и приспособления для современного использования объекта культурного наследия федерального значения «Канал им. Петра Великого с гидротехническими сооружениями».  Объект расположен в Кронштадте, в юго-восточной части острова Котлин и включает в себя: док Петровский (южный), доки в крест-канале, овраг между крест-каналом и бассейном с кюветом, бассейн с насосной станцией и отводным каналом.

Строительство доков на основе эскизов Петра I было начато в 1719 г. Уникальность Петровского дока заключается не только в габаритах (ширина доковых камер значительно превышает габариты судов, строившихся в 18 веке), но и в инженерном решении его гидротехнической системы, не имеющей аналогов в Европе в 18 веке.

После прекращения эксплуатации доков (Южный док до 2006 года использовался в качестве ремонтной базы Балтийского флота в составе Кронштадтского морского завода) активизировался процесс разрушения.

Участникам заседания была представлена концепция сохранения объекта культурного наследия и его приспособления под современное использование, разработанная авторским коллективом ОАО «Институт «Ленпроектреставрация» по заказу «Центр подводных исследований Русского географического общества» при участии СПб ГБУ «Музей истории Кронштадта».

Как сообщила присутствующим заместитель генерального директора по производству ОАО «Институт «Ленпроектреставрация» Наталия Волынская, проектом предусматривается восстановление исторического облика и работоспособности уникальных гидротехнических сооружений; устройство укрывных конструкций над доковыми камерами для обеспечения сохранности восстановленных сооружений; приспособление комплекса доков под современное использование – размещение Российского Центра подводной археологии.

Южную часть дока после реставрации предполагается музеефицировать и сохранить как образец без каких-либо изменений. В южной трети дока разместится верфь исторического судостроения, где по подлинным чертежам будут строиться «реплики» исторических судов. Во всех остальных частях доковых камер предполагается создание музейно-выставочного комплекса с устройством в водной среде основной экспозиции: найденных в ходе подводных экспедиций затонувших кораблей и артефактов. В северном доке будет устроена реставрационная лаборатория и научно-методический комплекс Центра подводной археологии.

Членам Совета по культурному наследию были представлены 4 варианта объемно-пространственного решения проектируемого объекта: от идеи приближения к стилистике промышленной застройки исторического центра Кронштадта до максимального упрощения и облегчения архитектурных конструкций.  В ходе голосования члены Комиссии поддержали вариант с максимально прозрачным покрытием с возможностью увидеть снаружи доки целиком. В соответствии с предложенным решением центральная камера перекрыта арочными пространствами, остекленными снаружи, максимальная высота конструкции составляет 18 м. Принятые габаритные решения не вносят диссонанса в сложившуюся историческую застройку.

В ходе совещания были представлены примеры создания морских музеев в странах мира и рассмотрен аналог покрытий большепролетных сооружений на примере Белинского железнодорожного вокзала.

Обсуждая проект, члены Совета отметили актуальность разработки данного проекта - в связи с ухудшающимся состоянием необходимость возрождения данной уникальной территории стоит как никогда остро. «Мы взяли для себя ориентир – приступить к наведению порядка на объекте в 2017 году. И стоит напомнить, что как раз в следующем году исполняется 265 лет с момента, когда императрица Елизавета Петровна самолично запустила шлюзовые механизмы гидротехнических сооружений. Это хороший повод к юбилейной дате вдохнуть новую жизнь в «детище Петра». Не только привести канал в порядок, но и приспособить его под современное использование, в частности – для Российского центра подводной археологии», – добавил Игорь Албин.

С информационным сообщением об окончании работы по внесению изменений в Закон Санкт-Петербурга «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» выступил начальник Управления зон охраны объектов культурного наследия КГИОП Алексей Михайлов.

Проведенная корректировка границ и режимов зон охраны объектов культурного наследия Санкт-Петербурга является плановой работой КГИОП по совершенствованию закона №820-7. Все работы проведены на основании согласованного плана графика.  В ноябре 2015 г. Проект зон охраны рассматривался независимыми экспертами, аккредитованными на проведение государственной историко-культурной экспертизы, и признан соответствующим требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

«20 июня 2016г. Правительство одобрило законопроект и рекомендовало Губернатору внести его на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Этому предшествовала масштабная работа по актуализации картографической и текстовой частей действующего закона №820-7. Нам необходимо было учесть новации федерального законодательства и те фактические изменения состава и границ объектов культурного наследия, которые произошли после 2014 года», – прокомментировал результаты работы вице-губернатор.

В новой редакции разработаны новые зоны охраны для памятников промышленной архитектуры в Невском и Колпинском районах. Проведен анализ объектов культурного наследия, у которых отсутствовали зоны охраны, и для части из них было принято решение об установке зон. Установлены зоны охраны для объектов Зелёного пояса Славы. Для всей территории, покрытой зонами охраны, разработана высотная схема.

Законопроект прошел первое чтение в Законодательном Собрании. Второе и третье чтение намечены на 29 июня.

«Уже сегодня понятно, что процесс нормотворчества необходимо продолжать. В частности, одна из тем, которая остаётся за рамками 820-го закона, – это дифференциация исторических зданий. К сожалению, мы всё ещё теряем исторические здания Петербурга, а с другой стороны, имеем случаи, когда не представляющие ценности дореволюционные постройки мешают развитию территорий. Важно определиться, что представляет ценность для современников и потомков, а что все-таки подлежит преобразованию ввиду ветхости и невостребованности. Это сложная и тонкая работа, требующая выработки научно обоснованных, методологических подходов. Совет по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга обязательно должен подключиться к этой методологической работе. В Петербурге под государственной охраной состоит почти 8 тысяч объектов культурного наследия (10% всех памятников, охраняемых государством). Количество исторических зданий – с трудом поддаётся подсчету. У нас с вами, коллеги, впереди очень много работы», – резюмировал вице-губернатор.

Информация Аппарата вице-губернатора Санкт-Петербурга И.Н.Албина