Текст: № 4 от 21 марта 2022
23 марта 2022

ГУП «ТЭК» завалил арбитраж исками – Кирилл Захарян объясняет, что делать

Ежегодно все больше многоквартирных домов переходит на прямые договоры с поставщиками ресурсов. Эта схема позволяет управляющим организациям и добросовестным плательщикам перестать нести бремя покрытия долгов за неплательщиков. Только в 2021 году на прямые договоры с ГУП «ТЭК СПб» перешли еще 445 многоквартирных домов. Однако есть и некие подводные камни перехода на новую схему. То, как ресурсники при прямых договорах начисляют за индивидуальное потребление жителям и за содержание общего имущества управляющим организациям, – отдельный разговор, а сегодня юрист Санкт-Петербургской ассоциации собственников жилья и их объединений Кирилл Захарян расскажет читателю «Консьержа» о передаче поставщику ресурсов сведений о собственниках.
Что хочет ГУП «ТЭК» от управляющих и ГУ ЖА

Переход на прямые договоры по инициативе собственников начинается с общего собрания, которое достаточно трудоемко в организации, как мы понимаем. Но вот собрание проведено, документы переданы в ГУП «ТЭК» и фактически схема прямых договоров реализована – пошли начисления.

И тут, по прошествии достаточно длительного времени с 2019 года, ГУП «ТЭК» начал рассылать претензии с требованиями предоставить информацию о собственниках в соответствии с Постановлением правительства № 354. Напомню, ресурсоснабжающие организации по стране пролоббировали изменение в это постановление, оно вступило в силу с 31 июля 2019 года, и управляющие организации, в том числе объединения собственников жилья, обязали предоставить в ресурсоснабжающую организацию при переходе на прямые договоры сведения о собственниках. В частности, ФИО, паспортные данные, дату и место рождения – все то, что нам бы самим хотелось иметь в полном объеме, но что, к сожалению, нам не всегда приносят наши замечательные собственники. На самом деле, 354-е постановление предусматривает обязанность собственника предоставлять данную информацию, но эта обязанность не подкреплена никакой мерой воздействия, следовательно, она достаточно эфемерна.

ГУП «ТЭК» пошел в бой рьяно, были поданы иски во всех 18 районах к жилищным агентствам с обязанием предоставить данную информацию в отношении нанимателей по домам, где переход на прямые договоры состоялся, а в отношении собственников предъявлены иски к УО, ТСЖ, ЖСК, ЖК. Эта «атака» довольно сильно загрузила арбитражный суд, непонятно, на самом деле, зачем.

Большинство управляющих организаций, получив претензию, отправили повторно все, что у них было из запрашиваемой информации, но это действительно повторно, потому что в самом начале при переходе они уже передавали в ГУП «ТЭК» реестр собственников с теми данными, которые были, в том числе на электронных носителях. И этих данных тогда «ТЭКу» оказалось достаточно, чтобы начать начисления.

Приведем требования истца из стандартного заявления:
«… обязать товарищество собственников жилья «_____» представить истцу, а в случае отсутствия – изготовить и передать, одновременно на бумажном и на электронном носителе следующие сведения по многоквартирному дому _______:
1.1. Фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон (при наличии), адрес эл. почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме;
1.2. наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо;
1.3. адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилых помещениях в многоквартирном доме;
1.4. реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
В случае удовлетворения судом исковых требований обязать ответчика представить истребуемые сведения в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу».

Конечно, это утопия. Все сведения обо всех собственниках мы никогда не сможем предоставить. Но это, как оказалось, не самое страшное. Вторая часть искового заявления – это просто кошмар для управляющей организации. Читаем дальше.

«Взыскать с ответчика неустойку в размере 1 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда и взыскивать 1 000 руб. за каждый день непредоставления сведений до момента исполнения ответчиком решения суда в полном объеме».

Плюс госпошлина 6 000 рублей за нематериальный иск.

Как на это смотрят суды

Конечно, такие требования повергли нас всех в шок, особенно, когда мы стали замечать, что судебная практика складывается по пути удовлетворения заявленных требований. Представим себе, что мы никогда не найдем паспортных данных некого Петрова Василия Васильевича, о котором у нас есть только выписка из ЕГРН. И непредоставление сведений о паспортных данных только по одному такому Василию Васильевичу уже означает неисполнение решения суда и 1 000 рублей, умноженные на 365 дней в году. Для некоторых домов это убийственная сумма неустойки.
В принципе, 1 000 рублей – совершенно нормальная сумма неустойки, от 100 до 1 000 рублей неустойки – обычная практика, но даже цифра в 500 рублей за сутки не обрадует руководителей объединений собственников жилья.

К счастью, практика сейчас начала меняться, поскольку решение должно соответствовать главному принципу – исполнимости судебного акта, то есть решение суда должно быть исполнимо. А как я уже сказал, всегда найдется хотя бы одна квартира, по которой что-нибудь точно не предоставишь.

_TNtiOs-9x8.jpeg

Алгоритм ваших действий

На что хотелось бы обратить внимание в первую очередь, предлагая некий алгоритм подхода к данного рода судам. Первое, если вам такую претензию предъявила РСО, нужно понять, когда вы перешли на прямые договоры – до изменений в 354-х правилах или после. «Водораздел» проходит по дате 31 июля 2019 года. Если до этой даты, то перешли и забыли, если позже, то вы обязаны предоставить эти данные. Наверное, можно уточнить, что речь идет о дате, когда вы направили документы в ГУП «ТЭК», потому что дата собрания – это еще не переход на прямые договоры, переход – это реализация решения общего собрания. Тут можно, конечно, поспорить, но мое мнение такое.

Итак, ситуация вторая: переход на прямые договоры состоялся после 31 июля 2019 года. Я предлагаю в таком случае следующий алгоритм работы. Во-первых, информируем собственников о том, что сложилась такая ситуация, то есть размещаем объявление во всех видных местах, как обычно, в подъездах и фиксируем это актом. Объявление примерно такого содержания: «В целях формирования актуального реестра собственников просим вас предоставить следующую информацию: ФИО, паспортные данные, СНИЛС, контактные данные (телефон и адрес электронной почты), копии документов, подтверждающих право собственности». Последнее – это, в частности, выписка собственника из ЕГРН, в которой есть все установочные данные в полном объеме. Я понимаю всю утопичность запроса, принесут сведения процентов 10, как правило, те, про кого у нас и так все есть, но дело не в этом – вы выполнили свою обязанность, вы спросили. То есть после предъявления претензии вы начинаете делать все, что вы можете.

Следующий вопрос – кто ведет у нас паспортное обслуживание и как мы работаем с жилищным агентством. Большинство домов в Санкт-Петербурге заключили договор на бесплатное паспортное обслуживание с районными жилищными агентствами, поэтому было бы правильно направить запрос информации в жилищное агентство. Да, большинство жилищных агентств ответит, что не предоставят эту информацию, потому что она является персональной, но главное в данном случае – действие, а не результат. После получения ответа, что это персональные данные, напишите претензию в жилищное агентство о ненадлежащем исполнении договора на паспортное обслуживание – еще одну бумажку, которая вам понадобится при рассмотрении данного спора.

Далее, если вы уже дошли до судебного разбирательства, а с момента получения претензии от РСО уже скорее всего прошло 30 дней, и она предъявила иск в арбитражный суд, то в суде ходатайствуем двумя ходатайствами: первое об истребовании всей имеющейся информации из жилищного агентства четко по списку, который просит ресурсник, и второе – в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу, мы просим суд оказать содействие в истребовании сведений из Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, то есть сведений, содержащихся в ЕГРН. Других вариантов у нас просто нет. Даже если суд вам откажет, в последующих инстанциях вы будете иметь возможность ссылаться на свое ходатайство – первая инстанция вам отказала, лишив возможности защищаться, более того, исполнить в данном случае судебное решение не представляется возможным, потому что другого способа запросить, кроме как встать на городской площади и кричать: «Дорогие собственники, предоставьте, пожалуйста, данные!» – у вас уже нет.

Суды сейчас – и первая инстанция, и вторая, и уже есть первое решение в третьей инстанции, говорят о том, что если дом выполнил последовательно все шаги, вел себя добросовестно, старался свою обязанность выполнить, то нет никаких оснований возлагать ее по судебному акту, потому что в противном случае решение будет неисполнимо.

Надо погрозить пальцем из высокого кабинета

Со своей стороны, как член Общественного совета при вице-губернаторе я постарался собрать совещание в Жилищном комитете, и оно состоялось, правда, без протокола. Результатом было, в частности, общение с жилищным агентством Приморского района, которое сообщало о таких же проблемах – ГУ ЖА же тоже выступают ответчиками по делам по нанимателям, – и было предложено все-таки организовать взаимодействие между паспортными службами и ресурсоснабжающими организациями, чтобы они могли оперативно напрямую получать информацию о наших собственниках и своевременно подавать судебные иски.

Ведь основная задача, почему ресурсники пошли на массовые иски, это изменения в гражданско-процессуальном законодательстве, связанные с необходимостью указывать все установочные данные в судебных приказах и исковых заявлениях в отношении собственников наших помещений.

К большому сожалению, законодатель не знает практической работы, и качество законодательства – ниже некуда. Да, пока действие этой нормы отложено, большинство мировых судей запрашивают в Центральной адресной базе информацию о должниках и способствуют правильному заполнению информации, но не все, к сожалению.

Не у всех есть деньги на квалифицированную юридическую помощь, мы это прекрасно понимаем. Опять же юристы дают порой противоречивые советы. К сожалению, я часто с этим сталкиваюсь, читая судебную практику, и вижу, что порой правовая позиция, которая была предложена домом и которая отражена в проигранных решениях, изначально была неверна.

Позиция объяснения «мы не должны предоставлять сведения» – тупиковая. Мы должны, к сожалению. При этом говорить об этом стоит в том ключе, что если у собственника произошли изменения, мы получили информацию, что собственник поменялся, мы должны об этом сообщить в ресурсоснабжающую организацию.

С ПАО «ТГК-1», например, отношения сложились, есть конкретный ответственный сотрудник ТГК-1, которому можно оперативно передать информацию об изменении, и никто из ТГК-1 ни с какими драконовскими исками не пойдет.

Такое чувство, что руководство ГУП «ТЭК» ведет борьбу с безработицей юристов, причем за наш счет, ведь на судебную работу ресурсник тратит деньги тарифа! То есть мы все заплатили за то, что они с нами сходили посудиться! Мне кажется, что Жилищному комитету и вице-губернатору надо было бы, наверное, указать ГУП «ТЭКу» на неправильность такого рода подхода к работе. Завалили арбитражный суд, не решив вопрос внутри ведомств. Вопрос ставится о слаженной работе органов администрации Санкт-Петербурга. Внутри города мы должны по таким вопросам точно договариваться, а не подавать пачками иски в арбитражный суд – такому количеству дел даже судьи удивляются.

Записала Татьяна Гоцуленко