Фото: ГЖИ СПб
Текст: Петр Герасимов
20 февраля 2020

Херсонская, 5–7: не хостел, но и не обычная квартира

Обозначенный в заглавии адрес мелькал в новостных лентах еще в ноябре прошлого года. В связи с появлением в законе четких формулировок, запрещающих хостелы в жилом фонде, журналисты одного из петербургских телеканалов наведались за комментариями в это «малое средство размещения», но были изгнаны и чуть ли ни избиты.

– Я как житель соседнего дома, неоднократно наблюдала как постояльцы данного хостела в нетрезвом состоянии устраивают посиделки возле подъезда, – пишет пользователь социальной сети «ВКонтакте». – Летом так вообще каждый вечер. Страшно мимо проходить. То, что там творится – это полный мрак. Непонятно только одно, почему до сих пор он работает? Куда уходят жалобы жильцов? Люди реально напуганы и опасаются за собственные жизни. Я не против доходных домов, но то, что мы видим, – это настоящий ПРИТОН, где нарушены все нормы, законы и правила. Кошмар!

По словам соседей, трехкомнатная квартира № 15 без перевода в нежилой фонд принимает по 30 постояльцев в сутки, накапливая при этом с рекордной скоростью долги за коммунальные и, очевидно, жилищные услуги. Замглавы Центрального района Михаил Долгополый в ответе на обращение жителей отметил, что в соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения имуществом, в т. ч. квартирой, и собственник вправе по своему усмотрению распоряжаться своим имуществом, отдавать свое имущество в залог, обременять его другими способами, в т. ч. сдавать в аренду иным лицам. «Если Вы считаете, что соседи какими-либо своими действиями ущемляют Ваши права, Вы вправе обратиться в суд», – говорится в письме.

Жители пытались обратить внимание налоговой инспекции на нелегальный бизнес, но из ответа и. о. Замначальника УФНС России по Санкт-Петербургу Анатолия Кобленкова следует, что проверяющим никто не открыл дверь в квартиру, вывесок они не увидели, значит, никакого хостела нет.

Инспекторы ГЖИ оказались более настойчивы в своем желании разобраться в ситуации. Они побывали на адресе и выдали предписание, а спустя время вернулась для проверки его исполнения. Сообщается, что внеплановая выездная проверка проходила при участии заместителя начальника ГЖИ – заместителя главного государственного жилищного инспектора Санкт-Петербурга Ильи Полтавского 13 февраля. По мнению ГЖИ, собственник принял меры по исполнению предписания: размещенная информация о хостеле «К12», а также нумерация комнат отсутствуют. Правда, в двух комнатах размещены двухъярусные кровати, но посторонних вещей не выявлено. Зато предоставлены договора на аренду помещений от трех до шести месяцев с гражданами, проживающими в других двух комнатах, но на момент проведения проверки отсутствовавшими. «Ранее незаконно установленное сантехническое оборудование демонтировано», – отмечают в жилищной инспекции.

Что же из всего этого следует? Получается, что собственнику достаточно предоставить договор аренды с кем бы то ни было, и вопрос решен? И не надо даже переводить помещение в нежилой фонд. Интересно, знает ли Галина Хованская, депутат, продвигавший поправки о хостелах, что ее детище потерпело такое фиаско?