Текст: Виктория Опекина, № 2 от 04.02.2019
27 февраля 2019

Конкуренцию заменили коррупцией

Откуда вырос этот снежный ком, в котором тесно переплелись подрядчики и представители различных органов власти, пытались выяснить в региональном отделении ОНФ.

Животрепещущая снежная тема дошла и до представителей регионального отделения Фонда ОНФ в Санкт-Петербурге, где 23 января прошла встреча с представителями Жилищного комитета. Посвящена она была правилам разграничения ответственности между районной администрацией, управляющей компанией и муниципалами в уборке снега и его последующего вывоза.

По словам Сергея Шарлаева, заместителя председателя Жилищного комитета, сегодня город похож на лоскутное одеяло, каждый лоскут которого в зоне ответственности разных организаций и соответственно убирается разными подрядчиками. В числе ответственных за уборку снега с городских улиц и тротуаров на сегодняшний день значатся Комитет по благоустройству, администрации районов и муниципальные образования. А по Федеральному законодательству, в частности
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», госорганы обязаны находить подрядчика на конкурсной основе, и вот в эту систему, по мнению Сергея Шарлаева, проникла «коррупционная составляющая», хотя федеральные законодатели изначально предполагали стимулировать конкурентную среду в этом секторе.

– Требования власти и жителей прямо противоположно желанию бизнеса, – считает Сергей Шарлаев, – и это логично, потому что они хотят заработать, что естественно. И здесь выработать баланс очень сложно. На конкурс должны приходить люди, которые понимают в уборке и располагают некоторой базой, потому что зачастую в конкурсе принимают участие фирмы, которые демпингуют, сбивают стоимость, не потому, что они нечестные игроки, а потому что они новички в этом бизнесе и не понимают нюансов. И на мой взгляд, это корень всех проблем. В свое время я предлагал вернуться к субсидиям управляющим организациям, но мое предложение не поддержали.

Кстати, есть в Петербурге и анекдотичные случаи, когда компания, выигравшая тендер, но не владеющая спецтехникой, не успела взять трактор в аренду, так как из-за обильных снегопадов единицы техники разобрали более предприимчивые подрядчики.

Дешево и сердито

Подрядчики жалуются на низкие нормативы на уборку снега, при этом большая часть из них готова занижать стоимость работ еще ниже, чтобы выиграть конкурс. Странный парадокс. Куда смотрит в данном случае заказчик –
тоже непонятно. Ценообразование в этом секторе действительно диктуется органами власти. Так, предельные нормативы, которые разработаны Комитетом по экономической политике и стратегическому планированию, и методические рекомендации Жилищного комитета разработаны на основе анализа статистических данных за три года. Эти суммы закладываются в бюджет. И по этой статистике средняя цифра периодичности уборки снега – раз в три дня. Конечно, при нынешней зиме она неприменима.

– Как следует из бесед с подрядными организациями и управляющими компаниями, – констатирует Василий Иоскевич, руководитель регионального отделения «Соц-проф», – сумма не может быть ненормированной, если изначально понятен объем уборки. Если подрядчик падает в торгах, то ему нет никакого смысла убирать свою территорию, многим компаниям выгоднее сдать свою технику в аренду и на этом заработать. И падая по стоимости на торгах, подрядная организация заведомо понимает, что эту территорию она убирать не будет. Вопрос к курирующим организациям: как они принимают такую уборку?

– Не совсем корректно, когда бизнесмены начинают жаловаться на нехватку средств после того, как они уже выиграли конкурс, – считает Сергей Шарлаев, – поскольку кроме нормативов есть целый перечень работ, стоимость которых выставляет сам подрядчик и идет с ними на конкурс.

Между прочим, петербургская УФАС уже возбудила дело по подозрению в картельном сговоре на торгах по выполнению уборки городских дорог, в том числе от снега и наледи. Как сообщили в пресс-службе ведомства, в заключении картельного соглашения подозреваются СПб ГУДП «Центр», ООО «Коломяжское», АО «Автопарк № 7 Спецтранс», СПб ГУДП «Путь», ОАО «Автодор СПб». Сумма контрактов, которые были заключены с компаниями, составляет
8,3 млрд руб. В УФАС отметили, что в ходе 13 закупок максимальное снижение стоимости контракта в ходе торгов составило 0,5%, а от подозреваемых в нарушениях организаций поступали идентичные ценовые предложения.

Если убирают, то не вывозят

Отдельная проблема – снежные кучи во дворах, которые так и остаются там до весны.

– Сетую на недостаточное финансирование, – говорит Вячеслав Воронков, генеральный директор СРО НП «МежРегионРазвитие». – УК, которые выиграли конкурс на уборку снега на внутриквартальных территориях, не справляются с его
объемами и своевременным вывозом снега на снегоплавильную станцию. Поступают жалобы на то, что дворы завалены. В связи с этим предлагаю пустыри и заброшенные стройки легально предоставлять под хранение снежных масс, так как вывозить его компании не успевают.

Кто будет контролировать?

Инструменты контроля подрядчиков у заказчика имеются в полном арсенале. Это предписания, штрафы и даже привлечение к административной ответственности. В Петербурге даже есть случаи разрыва контрактов в Красносельском и Невском районах в прошлом году, хотя сама процедура расторжения не так проста. Несмотря на это, более действенная мера по мнению многих – централизация этого контроля, которая должна быть сосредоточена как минимум на главах районов, как максимум –
в Смольном. Речь шла даже о региональном операторе по снегу, но до этого, как полагают эксперты, дело не дойдет.