Трубы с
Трубы с "футеровкой"
24 сентября 2016

Миссия – очистить Охту

Водоканал приступил к строительству одной из самых глубоких и больших шахт Охтинского канализационного коллектора – №635 (возле дома 15Л на Уткином проспекте). Реализация всего проекта ведется в рамках работы по прекращению сброса неочищенных сточных вод и ликвидации прямых выпусков в водоемы города.

Сегодня в Петербурге проходят очистку 98,5% сточных вод. Охтинский коллектор позволит прекратить сброс неочищенных сточных и дождевых вод – переключить прямые выпуски, расположенные по обеим сторонам реки Охты.

Охтинский коллектор – масштабный экологический проект петербургского Водоканала. Открытие первого этапа запланировано на 2020 год. В результате запуска первой очереди коллектора будут переключены 43 прямых выпуска в реку Охту общим расходом 11 млн. кубометров сточных вод в год. Если сегодня эти стоки без очистки напрямую попадают в реку Охту, то после запуска коллектора отправятся на очистку на Северную станцию аэрации.

Строительство объекта осуществляется в соответствии с Адресной инвестиционной программой Комитета по энергетике и инженерному обеспечению и инвестиционной программой ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Стройка сегодня

Работы ведутся в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга на частично застроенных территориях, в черте города. По проекту коллектор проходит преимущественно по левому берегу реки Охты от пр. Шаумяна к пр. Энергетиков, далее в направлении ул. Передовиков, Ириновского пр., ш. Революции, Индустриального пр. и заканчивается в районе ул. Потапова. Уже на 17 из 20 шахт коллектора завершена проходка стволов, выполняется технологическое оснащение шахт. Используемые при строительстве технологии позволяют работать с грунтами различной сложности: в частности, преодолевать плывуны, для чего при необходимости строители при помощи холодильных установок замораживают грунт или используют метод струйной цементации.

Работы ведутся в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга. Выбор трассы коллектора учитывает необходимость перехватить прямые выпуски в р. Охту и р. Лубью, а также подключить абонентов от перспективной застройки.

С помощью горнопроходческого щита специалисты ведут проходку разных участков самого тоннеля. Уже построены 8 интервалов различного диаметра общей протяженностью 3,5 км; идет проходка нового участка диметром 1,5 м протяженностью 377 м вдоль улицы Потапова. Всего на первом этапе строительства коллектора по проекту предстоит построить 7,7 км тоннельных коллекторов различного внутреннего диаметра – от 1,2 до 3,1 м и разной глубины заложения – от 6 до 28 м. Глубина заложения обусловлена необходимым гидравлическим уклоном.

Самая глубокая шахта

Шахта №635 станет самой глубокой шахтой в коллекторе. Строители ведут раскопку котлована размером 26,5 м на 8,5 м (шахта будет прямоугольной) и глубиной 25 м.

Уже завершены работы по погружению 88-ми буросекущих свай диаметром 1,2 м и закреплению грунта в днище котлована методом Джет Граутинг (струйная цементация грунта).

После окончания строительства шахты в нее будет опущен тоннелепроходческий комплекс (так называемый щит) AVNВ3200AB. Щит имеет наружный диаметр 3,8 м и внутренний – 3,1 м. Отметим, что для Водоканала это первый опыт применения щита подобного внутреннего диаметра.

За последние годы Санкт-Петербург добился значительных результатов в решении задачи по сокращению сброса неочищенных стоков и созданию современной системы водоотведения. С 2011 года Санкт-Петербург полностью выполняет рекомендации Хельсинкской комиссии по защите Балтийского моря: содержание фосфора в общем сбросе сточных вод города не превышает 0,5мг/л, азота – 10 мг/л.
Новый щит позволит использовать технологию прокладки тоннеля при помощи труб, а не железобетонных тюбингов (как предполагалось ранее). В трубах уже установлена заводская защитная «футеровка» (слой специального пластика), которая надолго обеспечит защиту конструкции от агрессивной внешней среды. Это означает, что время на проходку тоннеля может сократиться, поскольку исчезнет дополнительный этап – если бы проходка велась с установкой тюбингов, то после - необходимо было бы нанести на них антикоррозийное покрытие.

Трубы тоннеля коллектора – российского производства. Всего на данном участке придется проложить 477 метров в сторону другой шахты, расположенной в районе завода «Русские Самоцветы».