Фото: Татьяна Гоцуленко
Текст: Александра Швец
28 апреля 2017

Мусор по закону – неинтересен

В Петербурге 14 марта обсуждались проблемы мусоронакопления, транспортировки и конечной участи отходов города и Ленинградской области. Особую дискуссию вызвали тарифы для населения.

Представители политических партий, предприниматели и общественные организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области собрались вместе, чтобы выяснить, кто виноват и что делать с мусором двух регионов. Мнения настолько разделились, что оказалось совсем непросто понять, как исправить критическое положение, которое создалось в сфере отходов в настоящее время.

Спросить не с кого

По мнению части представителей бизнеса, вся проблема в том, что нет политической воли двух губернаторов: губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко и губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, которые бы сели за стол и обо всем договорились. Потому вопрос с мусором не решается. В Санкт-Петербурге земли для мусорных полигонов нет, зато до сих пор действует незаконный полигон Новоселки, решение по которому никто не принимает. В Ленинградской области с полигонами также вопрос не решен. По словам директора полигона ТБО ООО «Новый свет-Эко» Евгения Дегтярева, данный полигон чуть ли не единственный, кто имеет всю разрешительную документацию на прием отходов. Полигон был рассчитан на прием 350 кг мусора в сутки. Однако с закрытием полигона на Волхонском шоссе транспортные потоки были перенаправлены на полигон ТБО ООО «Новый свет-Эко». И в итоге вместо положенных тонн приходится принимать до 1,5 тонн в сутки. Мусор начал расти в высоту. Это справедливо пугает и раздражает население, проживающее в непосредственной близи к полигону. «Из 10,5 миллионов тонн, которые мы можем принять, мы уже приняли 7,5 миллионов и скоро наш ресурс будет исчерпан, – говорит Евгений Дегтярев, – но куда перенаправлять машины, неизвестно до сих пор». По мнению Евгения Дегтярева, необходимы либо новые полигоны, либо внедрение сортировки, чтобы вдвое сократить поступающий мусор. Второе планируется реализовать на этом полигоне.

По мнению еще одной части бизнеса, дело вовсе не в политической воле двух губернаторов, а в том, что отсутствует орган, который бы непосредственно занимался вопросами мусора. А поскольку нет органа, то и спросить не с кого и некому принимать программных решений. Еще одна проблема – экономика. Нет ни законодательного регулирования, ни экономической выгоды внедрять мусоропереработку и инновации.

Обложить население или помиловать

Особые дебаты вызвали тарифы на вывоз мусора. По мнению ряда участников дискуссии, тарифы слишком низкие для населения и не способствуют тому, чтобы предпринимателям было интересно работать на рынке мусоропереработки. Другая часть выступающих заявляла, что тарифы тут не при чем, и нечего возлагать бремя расходов только на людей. Бизнес должен сам зарабатывать на мусоре: быть заинтересованном в получении отходов, перерабатывать их, производить товары, продавать их и за счет этого получать прибыль, а не «доить» население.

Не было единства и во мнении, что нужно: новые полигоны либо заводы по переработке мусора. Опять-таки, по мнению части аудитории, товары, которые могут появиться в результате мусоропереработки, невозможно реализовать в нынешних условиях. К примеру, получаемую электроэнергию невозможно продать, т. к. есть монополист на рынке электроэнергии, и он не заинтересован в конкуренции, а продавать ему энергию за копейки невыгодно. То же самое можно сказать и о другой продукции, которая нуждается в рынке сбыта и условиях, которые должно обеспечить государство. А их на сегодня нет.

Кроме того участники дискуссии до конца не определились, надо ли вводить раздельный сбор отходов на момент появления мусора (к примеру, непосредственно населением, на мусорных площадках возле домов и т. д.), или следует создавать сортировочные линии на полигонах или мусороперерабатывающих заводах. Общественники склоняются к тому, чтобы мусор сортировался населением, что необходимо воспитывать людей, чтобы они осуществляли раздельный сбор: отделяли пищевые отходы, бумагу, и иные виды мусора и складировали в определенные контейнеры. Нераздельный сбор уничтожает ряд важных видов мусора, которые потом нельзя будет использовать: к примеру бумагу или пищевые отходы, а их можно было бы с пользой применять.

Отдельно был озвучен тезис, что мусор – это комплексная проблема, и нельзя ее решить только полигонами и мусоропереработкой. Должно быть градостроительное планирование. Нельзя застраивать площади домами и доводить население Санкт-Петербурга с 5 до 8 миллионов, не имея при этом площадей, земли и возможностей для вывоза и переработки мусора. То же самое касается и Ленобласти, где ведется активная застройка. Но опять-таки, никто этим вопросом не озабочен.

Теневые деньги решают все

Дискуссия длилась более трех часов: обсуждались всевозможные проблемы и варианты. Долго не могли понять: деньги есть, инвесторы есть, законы есть, чиновники есть, а дело с мусором близко к катастрофе. Однако в итоге ситуация оказалась весьма банальной, что прояснилось после выступления представителей общественных организаций, которые сообщили, что в Ленинградской области существует море несанкционированных свалок, причем весьма организованных: стоят бытовки, стоит охрана, все «прекрасно». Едут грузовики нескончаемым потоком и сваливают мусор на эти свалки. В частности, на Каменку, в Сланцевском районе и других. Естественно, кто-то получает за это немалые деньги. И вопрос потому и не решается, и никто и не собирается его решать. Как говорится – ларчик просто открывался.