Фото: Татьяна Гоцуленко
Текст: Татьяна Ларина
14 февраля 2017

Ответ гололеду: современный и отечественный

Практическую значимость этого семинара, организованного газетой «Консьержъ» для читателей 7 декабря, обозначила погода: в этом сезоне она не дает расслабиться, то снег, то дождь, то минус десять, то плюс, и все эти условия сменяют друг друга чуть ли ни в течение одного дня.

Реагенты, используемые при гололеде, бывают двух видов: твердые и жидкие. Жидкие применяются при температуре до минус 5 градусов, а твердые в свою очередь подразделяются на фрикционные и химические. Первые изменяют структуру льда, разрушая его, вторые – фрикционные – используются, чтобы не было скользко, а известная всем песко-соляная смесь относится к комбинированному типу.

По словам Михаила Домнина из компании «ТНК-Айс», каждому месту должны соответствовать свои средства. Нельзя, например, взять гранитную крошку и сыпать ее и на тротуарах, и на дорогах, и на аэродроме, и в городе, и за городом. Надо понимать, чем может грозить крошка, летящая из-под колес машин или переносимая на подошвах обуви на эскалаторы метро. Песок, как и крошка забивает ливнестоки, и весной на дорогах очень долго стоят лужи, а  та же соль «топит» лед только до минус 10 градусов, потом соляной раствор замерзает, и становится только хуже.

Вообще, борьба с гололедом – это всегда компромисс: либо людям слишком скользко, либо деревьям, обуви и животным плохо. Поэтому сегодня три главных требования к противогололедному средству – это эффективность, экологичность и экономичность, и все производители реагентов нацелены на компромисс этих свойств реагента.

Хлористый кальций – единственный из всех хлоридов раствор, который выделяет тепло, остальным нужно его поглотить, чтобы пошла реакция. Соответственно, для низких температур в составе реагента должен быть хлористый кальций. Однако при использовании его в чистом виде он оставляет после себя маслянистую скользкую пленку, поэтому его сочетают в разных пропорциях с хлористым натрием.

В Петербурге на пике популярности  песко-соляная смесь. «Это дешево, просто в использовании, но не эффективно и не экологично, поскольку песок впитывает в себя все, – комментирует Михаил Домнин. – Пробы песка, пролежавшего всю зиму, показывают 30-кратное превышение содержания мышьяка и ртути. Весной, когда все высыхает, мы дышим этой вредной пылью. Та же соль в этом отношении не так вредна – она не испаряется, солью мы не дышим. Другое дело, что она уходит в почву и вредит ей и растениям. При этом, как бы нам не казалось, что песок предотвращает скользкость, коэффициент сцепления у него практически такой же, как у голого льда.

У гранитной крошки сцепление выше, но чтобы она «работала», ей нужна «подушка». Такая технология активно используется в Финляндии: сначала трамбуется снег, потом на него ложится утрамбованная крошка. Но это не подходит для нашего климата – при частых оттепелях подушка тает, а крошка остается и летит из под колес».

Современные реагенты содержат хлористый кальций, хлористый натрий и добавки, нейтрализующие их негативные последствия: снижающие коррозию и предотвращающие засаливание почвы. Все это соединяется в гранулу, по форме похожую на гранитную крошку. В первый момент гранула работает как антифрикционный материал, а потом проникает в лед и разрушает его структуру. Это не значит, что дворник может просто посыпать дорожки реагентом, и льда не будет – это миф. Когда реагент «сработает», лед нужно будет убрать, но сделать это будет гораздо проще: он смахивается щеткой без больших физических усилий. Реагент «Бионорд», например, активен при температуре до минус 25 градусов.

Все антигололедные средства проходят обязательные экспертизы. «Бионорд» имеет положительные заключения экспертиз, в том числе НИИ Экологии человека и гигиены окружающей среды им. Сысина, НИИ кожевенно-обувной промышленности и СЗГМУ им. И. И. Мечникова.

Мы помним, что в прошлом году Смольный принял решение о существенном сокращении использования соли, которую активно применял ранее, поскольку это значительно дешевле, чем вывозить или плавить снег. Проезжую часть сейчас кое-как убирают, но тротуары остались во власти наледи, потому что вместе с солью город отказался от реагентов. При этом, по городским нормативам, в Санкт-Петербурге разрешено применять реагенты с классом опасности не ниже третьего.

И тут самое время вспомнить о классификации вредных веществ. «Всего их пять, – поясняет Михаил Домнин, – к первому классу опасности относятся яды, ко второму – реагенты на основе магния (опасны), к третьему – соль, к четвертому при правильной норме расхода и при правильном использовании – уже упомянутый нами «Бионорд», являющийся самым безопасным отечественным реагентом на сегодняшний день, потому что к пятому классу относятся уже такие нейтральные вещества, как обычная вода».

В заключение – об ответственности. Согласно межгосударственному ГОСТу придомовые территории должны быть убраны до асфальта, поэтому выбирайте сами – «нагонять» дворников, колоть лед ломиками или обрабатывать его безопасными современными реагентами. «Дорого» тут не аргумент, ведь если на закрепленной за вами территории человек получит травму, то ущерб оплатите вы.

Снимок экрана 2016-12-12 в 11.48.42.png

Снимок экрана 2016-12-12 в 11.48.57.png

Снимок экрана 2016-12-12 в 11.49.06.png

Снимок экрана 2016-12-12 в 11.49.34.png