Текст: Валерия Захарова, № 2 от 04.02.2019
20 августа 2019

Постановление закрытых дверей

В прошлом году в Санкт-Петербурге из 400 лифтов официально смогли ввести в эксплуатацию всего 100. Людям приходилось ждать ввода в эксплуатацию новых лифтов по полгода. Подниматься по лестнице россиян заставили новые правила эксплуатации и замены лифтов. Ждать ли в этом году подобных проблем? Попробуем разобраться.

Столь кризисная ситуация возникла из-за нового российского законодательства. В августе 2017 года Правительство РФ приняло постановление от 24.06.2017 № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», в то же время был издан приказ Ростехнадзора от 14.08.2017 № 309.

Согласно этому документу, замена лифта должна осуществляться вместе с направляющими (рельсы, которые обеспечивают вертикальное движение лифта). Раньше меняли только лифт, т. к. направляющие могут нести нагрузку десятилетиями, аварийных случаев по причине неисправности направляющих никогда не было, а их замена обойдется дорого.

Из этой ситуации предприниматели нашли весьма любопытный выход. Теперь организации, занимающиеся заменой лифтов, вместо словосочетания «замена лифта» начали писать «модернизация лифта». Понятия схожие, но различия все же имеются. Модернизация лифта включает в себя работы по замене всего лифтового оборудования, за исключением металлоконструкций на шахте лифта (закладные, направляющие). Однако иногда организации относили к металлоконструкциям порталы дверей шахты, и даже каркас кабины лифта.

Такая подмена понятий нарушает все требования нормативных актов. Но, несмотря на это, именно эта модель особенно приглянулась фондам капитального ремонта. Зачастую контракты заключались на замену не всего лифта, а на часть оборудования, старые направляющие оставались на месте. При этом срок службы после проведенных работ устанавливали 25 лет (как и в случае полной замены лифта), причем оценку старых направляющих начали включать в обязательную экспертизу только после принятия постановления № 743.

Инспекторы часто сталкивались с ситуацией, когда организация осуществляла модернизацию лифта, а не его замену, при этом в финансовых документах обозначалось, что произведена замена лифта. Все это привело к тому, что отремонтированные по ускоренной программе лифты не могли быть приняты и введены в эксплуатацию, т. к. по факту произведенные работы нельзя было назвать заменой.

Данная ситуация происходит не только из-за желания сэкономить. В неполной замене лифта есть здравый смысл. По словам заместителя представителя Национального лифтового союза Александра Абрамова, в законодательстве РФ должна быть выстроена совершенно иная модель содержания лифта, т. к. абсолютно нерезонно менять лифт целиком и устанавливать общий срок службы на весь лифт. «Дело в том, что срок службы у отдельных узлов, механизмов лифтового оборудования разный. Согласно ГОСТ Р 55964-2014 средний срок службы основного лифтового оборудования: 15 лет – разводка проводов, электродвигатель; 12,5 лет – редуктор, тормозное устройство, ограничитель скорости, натяжное устройство, купе кабины, двери кабины, верхняя балка противовеса, створки дверей шахты, кнопочные посты, преобразователи частоты; 10 лет – отводной блок; 5 лет – привод дверей, канаты», – отмечает эксперт.

Многие участники рынка считают, что необходимость замены лифта целиком – совершенно бессмысленная затея. Намного логичнее постепенно заменять в лифте отдельные узлы, ориентируясь на срок эксплуатации и независимую оценку экспертных организаций. Но если заменять узлы по отдельности, то такие работы нельзя отнести к капитальному ремонту, они будут входить в текущий ремонт, что может негативно сказаться на бюджете управляющих организаций.

Чиновники защищают нововведения, аргументируя их необходимостью привести российское законодательство к нормам Таможенного союза. Однако новые правила уже обернулись катастрофой в прошлом году, и ситуация может повториться в этом. Самый больной вопрос – капитальный ремонт. Как его сделать, если в ходе капремонта лифт должен быть заменен полностью? И что делать с нормой, регламентирующей менять лифт каждые 25 лет, в то время как срок службы двигателя 15 лет, а каната всего 5 лет?

Производители лифтового оборудования отмечают, что подобный подход к проведению ремонта лифтового оборудования в корне неверный. По их мнению, не нужно ждать 25 лет для проведения обследования, грамотнее было бы проводить периодические проверки оборудования. Какие-то операции необходимо проводить раз в 10 лет, а какие-то раз в 30. И только исходя из периодического освидетельствования оборудования, нужно делать сам капитальный ремонт. Ведь в зависимости от частоты использования и отношения собственников к лифту сроки замены могут сдвигаться. Срок на замену двигателя в одном доме может сократиться, а в другом увеличиться.

Еще одна недоработка законодательства кроется в размывании ответственности за качество лифтового оборудования. По новым правилам на все узлы лифта необходимо иметь отдельные сертификаты. Раньше у заводов всегда был один сертификат на весь лифт, и проблем не возникало. По мнению производителей, нет никакой сложности оформить сертификаты на каждый узел, но кто в этом случае будет нести ответственность за весь лифт целиком? Когда узлы будут сертифицированы каждый отдельно, на лифт целиком никто не сможет дать гарантии. Можно ли будет чувствовать себя в безопасности в таком лифте?

Кроме того, к этой проблеме добавляется то, что на сегодняшний день нет ни одного надзорного органа, который бы обладал полномочиями остановить неисправный лифт. ГЖИ и Ростехнадзор могут лишь дать предписание об остановке лифта, замене лифта, модернизации лифта и пр., однако само решение об остановке принимается на общем собрании собственников.

Есть ли хоть какой-то шанс, что жители верхних этажей проголосуют за остановку лифта? Самое любопытное, что принятие решения об остановке лифта лежит на собственниках, а вот бремя административной и уголовной ответственности несет на своих плечах управляющая организация.