Текст: Светлана Хаматова
1 января 1970

«Значит, ничего опасного?»

В середине января в Москве один за другим обрушились два лифта. Первый упал с высоты 7 этажа, его пассажир погиб на месте. Это была дочь известного телеведущего, у нее осталось двое детей. Женщине из второго лифта повезло остаться в живых, ее срочно госпитализировали. Каждое ЧП на вертикальном транспорте, тем более с жертвами, приводит к разного масштаба проверкам аналогичных подъемников – по году выпуска, по обслуживающей организации и т. д. Однако сейчас, похоже, грядут более серьезные перемены... Верно ли?

Во-первых, общественности представлены актуальные цифры: в стране более 430 миллионов лифтов; 27% из них отработали свыше 25 лет (таков официальный срок безопасной эксплуатации) и наибольшее количество такого оборудования в Карачаево-Черкесии и Архангельской области; в год в российских лифтах погибает по 10 человек, причем не обязательно в старых подъемниках...

Во-вторых, Андрей Чибис, главный государственный жилищный инспектор РФ, поручил за месяц проверить наличие на каждый лифт договора на обслуживание, а сами лифтовые компании (обслуживающие) – на соответствие требованиям. Займутся этим инспекторы ГЖИ совместно с представителями муниципалитетов и Ростехнадзора.

В-третьих, министр строительства и ЖКХ Михаил Мень заявил, что устанавливать и обслуживать лифты должны производители. Но, поскольку мощностей российских лифтовых заводов однозначно не хватит на всю страну, речь идет о неких специализированных организациях, которые должны будут получать особое разрешение на ведение деятельности.

В-четвертых, Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», выступила с инициативой обязать регионы ежегодно тратить на обновление лифтового оборудования определенный процент от собранных на капитальный ремонт средств. (Это можно делать и в кредит, если идею поддержат банки).

В-пятых, что естественно, Минстрой настаивает на усилении контролирующих полномочий, общественники требуют ужесточения ответственности за «оказание услуг не надлежащего качества с точки зрения безопасности...».  Лифты вновь хотят отнести к классу опасных производственных объектов.

Последнюю идею одобряют, например, в «Лифтсервисе». Очевидно, что крупные и опытные участники рынка только поддержат сокращение количества конкурентов, которые дипломы инженеров покупают, а обследования проводят исключительно на бумаге.

Борис Пантелеев, правовой эксперт Общественной палаты РФ, полагает, что участившиеся лифтовые ЧП происходят из-за пресловутой приватизации: государство отдало жилье в частную собственность, но не провело капитального ремонта, а новые владельцы этим также не озаботились... Более того, по тем же причинам в многоквартирном доме могут – и будут! – ломаться не только лифты... Даже программа капитального ремонта не решит этих проблем по всей стране так оперативно, как это требуется.

А теперь еще несколько штрихов.

Если говорить про московскую трагедию, где погибла женщина, то нужно иметь в виду следующее: все произошло в элитном жилом комплексе; лифт еще нельзя было назвать «престарелым», хотя жильцы жаловались, что на качество его работы, да и вообще озвучивались претензии к его обслуживанию. Это означает, что под угрозой не только те подъемники, на которых уже официально поставили крест. Можете ли вы гарантировать, что за лифтом в вашей новостройке ухаживают как полагается?

Евгений Пургин:
«Граждане у нас воспитаны в идеологии иждивенчества и полагают, что если государство прибегнет к репрессивным мерам по отношению к тем организациям, которые обслуживают лифты, то ситуация сразу наладится – сама собой. Это заблуждение. Если нужно доказательство того, что давно уже пора тратить на дом не по тарифам, а столько, сколько нужно, – то вот оно».
Теоретически, пол лифтовой кабины может провалиться. Это, кстати, распространенная на Западе шутка – наклеить изображение черного провала, жерла вулкана или морской бездны на пол лифта, чтобы напугать пассажиров. И большинство из нас хотя бы раз в жизни ощущали такой страх, шагая в кабину. Однако помимо визуального осмотра у специалистов обслуживающих организаций, по сути, нет инструментов, чтобы удостовериться, что с днищем кабины все в порядке. Вспомните обрушившуюся в Петербурге лестницу – если нет трещин, то как проверить ее состояние? Как-то, наверное, можно, но делается ли это?

Также проблема в том, что мы поразительно беспечны. Если кто-то застрял в лифте, а потом его выпустили, мы тут же будем пользоваться этим подъемником дальше. Да, вроде бы написано, что нельзя завозить в лифт коляску с ребенком – малыша надо взять на руки, но это ведь так неудобно? Не говоря уже о том, что не стоит в лифте прыгать, курить и т. д. Слегка останавливает нарушителей факт наличия видеонаблюдения, но не все ТСЖ, ЖСК и УК идут на то, чтобы оборудовать подобной техникой лифты. Кроме того, еще можно на общем собрании договориться, что за доказанный факт курения в лифте следует штраф, да и на мальчишек прикрикнуть не сложно, но как накажешь молодую усталую мать? Отсутствие наказания – ответственности автоматически усыпляет нашу бдительность.

Специалисты из аварийно-диспетчерской службы констатируют: после аварии обычно собственники становятся более дисциплинированными и внимательными – на время. Сообщают о подозрительных звуках, например. Но уже скоро все это сводится к обычному уровню звонков. Почему? Так ведь глобально ситуация не меняется – не собирают больше денег, не устанавливают наказание, не проводят более сложные проверки. Значит, ничего опасного?


Комментирует Евгений Пургин, председатель Совета СРО «Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере»:

«Лифтовая проблема существует и давит на нас тем, что не решается. Но покончить с ней – задача не управляющих компаний, которые только исполняют волю собственников, а самих жителей многоквартирного дома. Увы, даже после трагедий никто не обращается в свою управляющую компанию с требованием замены старого лифта, хотя если это сделать, а потом стоимость оборудования и работ распределить на всех собственников на период, скажем, в три года, это будут не такие большие суммы. И квартира, и тем более жизнь человека стоят гораздо дороже. Но граждане у нас воспитаны в идеологии иждивенчества и полагают, что если государство прибегнет к репрессивным мерам по отношению к тем организациям, которые обслуживают лифты, то ситуация сразу наладится – сама собой. Это заблуждение. Ужесточение требований к обслуживанию лифтов не заставит появится новое оборудование, не гарантирует безопасность. Полагаю, что тут нужен исключительно экономический подход. Если нужно доказательство того, что давно уже пора тратить на дом не по тарифам, а столько, сколько нужно, – то вот оно».