Игорь Мошков
Игорь Мошков
Елена Клеверова и Даниил Старковский
Елена Клеверова и Даниил Старковский
Завод
Завод "Шпатлер"
Демонстрация нанесения гидроизоляционного покрытия
Демонстрация нанесения гидроизоляционного покрытия
В лаборатории завода
В лаборатории завода
В лаборатории завода
В лаборатории завода
В лаборатории завода
В лаборатории завода
В лаборатории завода
В лаборатории завода
На производстве
На производстве
Фото: Татьяна Гоцуленко
Текст: Татьяна Гоцуленко
13 июля 2016

Импортозамещение: хорошо забытое старое

За три года работы завод Игоря Мошкова разработал крупнейшую линейку строительных смесей, гидроизоляционных материалов и ремонтных составов, причем компоненты зачастую подбираются индивидуально для каждого клиента. Впрочем, владелец предприятия не считает производство инновационным – большинству технологий уже полвека, родом они – из СССР.

В перестроечные десятилетия технологии и составы были подзабыты, а импортные производители стали поставлять их на наш рынок под видом «новинок». Политика импортозамещения помогла наконец наладить отечественное производство.

Начиная с 2010 года городской Центр поддержки предпринимательства оказывает содействие производственным предприятиям в поиске каналов сбыта или исполнителя под выдвинутые требования, объединяя на одной площадке представителей крупного и малого бизнеса для сотрудничества.

«На сегодняшний момент ЦРПП расширяет сотрудничество в области развития системы производственной кооперации с предприятиями Санкт-Петербурга, двигаясь по направлению к замещению импорта и локализации. Уже проведено более 70 мероприятий, в которых приняли участие представители более 200 крупных компаний. Среди них Метрополитен, ГУП ТЭК, Водоканал, «Русская Верфь», «БСХ Бытовые Приборы» и более 500 исполнителей из числа малого бизнеса», – отметил директор Центра Даниил Старковский.

Пресс-тур на производство ООО «Шпатлер» в Пушкине 13 июля ЦРПП организовал при содействии Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка и Комитета по печати и взаимодействию со СМИ. Генеральный директор завода Игорь Мошков провел экскурсию по производственным территориям и представил гостям процесс перемешивания строительных смесей. По отработанной годами схеме несколько компонентов в равных объемах попадают в весовой бункер, после чего открывается поворотный клапан и строительное «ассорти» попадает в смеситель-миксер. «Для процесса смешивания вручную добавляются мелкие компоненты, например песок или цемент. Затем готовый продукт подается в фасовочный бункер, откуда идет подача смесей на упаковочную линию», – объясняет Игорь Мошков.

Продукция завода соответствует всем нормативным документам и российским ГОСТам и на 90% изготавливается из отечественного сырья. По словам Мошкова, открыть в России производство ввозимой сейчас из Германии и Италии химии стоит 110-120 млн долларов, и инвесторов пока нет.

Отдельное направление – гидроизоляционное, спектр применения материалов – широчайший: от портовых конструкций до подвалов многоквартирных домов.

Как отметила начальник Управления по развитию предпринимательства Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Елена Клеверова, ЦРПП полноценно занимается сопровождением и информационной координацией деятельности всех объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства в Санкт-Петербурге. Центр помогает бизнесменам получить региональную государственную поддержку, а также консультирует предпринимателей по ряду вопросов. Что касается федеральной поддержки, то сегодня ее оказывает АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», которая не только предоставляет финансовую поддержку субъектам МСП, организует  мероприятия,  направленные  на  увеличение  доли  закупки товаров, работ и услуг отдельными заказчиками у субъектов МСП. В эту структуру можно также обратиться за маркетинговой и информационной поддержкой.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Олег Третьяков, один из руководителей петербургского Центра импортозамещения и локализации:

«Работа с регионами показала, что все губернаторы стараются защитить своего производителя, оставить его налоги внутри субъекта, не позволяя бюджетным деньгам через заказы уходить за пределы региона. Например, до девальвации петербургский фонд капитального ремонта закупал бельгийский теплоизоляционный материал, которым утеплялись кровли во время ремонта, чтобы не появлялась наледь. Когда цены на импортные материалы выросли, Фонд попробовал перейти на отечественные материалы, но технологии другие, и результат оказался плачевным. А компания-импортер пришла в Центр импортозамещения с предложением локализовать производство здесь и найти новые формы применения в промышленности. У Фонда капремонта есть постоянный заказ. Аналогичная ситуация с трубами. Люди получают здесь рабочие места, компании платят налоги. На мой взгляд, импортозамещение заключается в том, чтобы посмотреть глобальные рынки и создать производство здесь.

Если говорить об отечественных материалах, отечественных производителях, то одно из главных препятствий их развития – в неумении себя продвигать. Они работают где-то в промзоне, у них нет нормальных сайтов, они не участвуют в выставках, и про них никто не знает: ни экономические власти города, ни потенциальные клиенты. Для решения этой проблемы и был создан Центр импортозамещения, появились каталоги отечественной продукции, каталоги государственного заказа.

Для небольшой организации первоочередной, конечно, вопрос соотношения цены и качества. Но есть еще один аспект – энергосбережения. Когда возникли сложности с энергоснабжением Крыма, посчитали, сколько стоит создание генерирующих мощностей в Крыму и сколько стоит насильно перевести Крым на энергосберегающие лампочки. Стоимость оказалась примерно одинаковой. Только лампочки вкрутить можно за несколько месяцев, а чтобы генерирующие мощности создать, нужно 2-3 года. По пути энергосбережения вместо увеличения мощности часто идут и наши компании».