Текст: Беседовала Светлана Хаматова
5 апреля 2016

Капитальная позиция

У Владимира Рогинкина, юриста в сфере ЖКХ, представителя собственников дома 4 по Товарищескому проспекту, свой взгляд на то, как должен был проводиться капитальный ремонт.

–     Владимир Олегович, поделитесь «идеальной картинкой»?

–     Жилищным кодексом 2005 года совершенно разумно утверждалось, что собственники должны нести ответственность за свое жилье и бремя расходов по его содержанию. Однако до 2013 года эта обязанность оставалась только на бумаге. Восемь лет понадобилось законодателям, чтобы найти конкретную форму. Нельзя сказать, что она была идеальной или единственной. В 2010 году Жилищный комитет Санкт-Петербурга выступал с альтернативной инициативой, более удачной. В составе группы разработчиков был Владимир Гайдей. Их способ накопления денежных средств для обеспечения ремонтов учитывал банки, оплату постфактум и так далее. То есть так, как это делается во всем цивилизованном мире. Вы ведь не платите за услугу до того, как ее оказали?

–     Вы можете подробнее описать саму схему?

–     Во-первых, собственники сами решают, какой вид ремонта производить, какими материалами. Во-вторых, сами выбирают подрядную организацию, которая предоставит самые лучшие условия. Далее, собственники заключают договор с банком. Подрядчик выполняет работы за счет собственных средств, оплата – по факту. При этом управляющая организация является самым требовательным контролером процесса и стороной подписания актов приемки, ведь она лучше всех знает состояние дома, кроме того, именно ей обслуживать здание и его системы после капремонта, поэтому УО должна быть заинтересована в качестве. Жилищная инспекция также должна участвовать как независимая сторона.

–     Сразу возникает два вопроса: найдем ли мы богатых подрядчиков и как доверять банкам, если один за другим лишаются лицензии?

–     Поверьте, компаний с деньгами на рынке достаточно. Что до банков – тот же «Сбербанк» всегда будет устойчив. Пусть два-три банка работают в этой системе, собственникам безразлично, а государство будет счастливо, потому что такую схему легче контролировать.

–     Система кажется логичной. У вас есть предположения, почему она не была принята?

–     Именно, что предположение: нынешняя система была пролоббирована теми, кто, по-видимому, намеревался запускать руку в накапливающиеся средства граждан.

–     Чем именно вас не устраивает текущий вариант системы капитального ремонта?

–     Можно перечислять много пунктов, от основополагающих – сначала собираются средства, а потом проводятся ремонты, причем на других домах, до деталей реализации – из-за путаницы в литерах многим собственникам не приходят квитанции и, соответственно, эти люди не платят за капитальный ремонт. Например, знаю дом, где на 22 парадных пять литер, но учтена в программе капитального ремонта только одна, квитанции приходят только в три парадных. Таких случаев много! И это не вина управляющей организации, потому что если взносы на капитальный ремонт не включены отдельной строкой в общую квитанцию, то счет приходит напрямую жителям, минуя УО. А сами собственники, конечно, не торопятся никого уведомлять, что с них не берут деньги! А, может быть, они и не в курсе. Представляю только, как они отреагируют, когда им придут-таки платежки с огромными суммами за все эти месяцы с ноября 2014 года! Мой личный пример: в нашем доме из 565 квартир счета на капремонт получают только 250. Я направлял в Жилищный комитет и региональному оператору всю информацию, но ничего не изменилось. И это я еще не коснулся логичного вопроса, почему квитанции приходят от «Петроэлектросбыта»? Каким боком он относится к капитальному ремонту? И ничего не сказал о качестве работ...

–     Что-то конкретное сейчас можно сделать? Ведь никто не станет резко менять одну систему на другую, разве что вносить отдельные изменения.

–     Проблема с литерами понятно откуда взялась: перед тем, как стартовала программа капитального ремонта, нужно было провести инвентаризацию, составить паспорт для каждого дома, оценить его состояние. Сделано это было некачественно. Теперь нужно это переделать, разобраться с литерами и добиться, чтобы платежи от населения поступали в полном объеме. И поживее работать, использовать все накопленные средства, иначе они просто пропадут.

–     Да, в некоторых регионах используют только 10-15% от собранных средств, такими темпами... Кстати, насчет темпов: сможем мы отремонтировать город?

–     При нынешней системе мы будем постоянно этим заниматься – и постоянно опаздывать и допускать, что дома станут переходить в категорию аварийных. И дело тут не в минимальных взносах. Если грамотно организовать процесс, то вполне реальная задача за 10 лет привести город в порядок настолько, чтобы не жить под угрозой обрушения.

–     Знаю, что не только программа капитального ремонта вас не устраивает, но и, скажем, 344 Постановление?

–     В нем ровно один спорный пункт: 44-й. Он предполагает, что граждане должны оплачивать расходы на ОДН не выше определенной нормы. Все, что свыше – управляющая организация должна оплачивать из собственных средств. И если УК еще имеют такую возможность, так как ведут коммерческую деятельность, имеют доход, то для ТСЖ – нет, ведь это лишь объединение собственников для решения общих вопросов, оно не извлекает прибыли из управления домов. Этим пунктов 344-е Постановление влезло в карман управляющих организаций, они вынуждены идти на нецелевое расходование средств, которые граждане им платят на текущий ремонт общего имущества. Поэтому никогда у нас не будет чистых и красивых парадных!

–     Что можно сделать в этой ситуации?

–     Нужно, чтобы какая-нибудь УК оспорила федеральную норму в Конституционном суде России, предоставив все доказательства того, что она не может отвечать за собственников, которые в своих квартирах льют бесконтрольно воду, расплачиваясь при этом по нормативу. Придется доказать, что трубы в порядке и не протекают, общедомовые приборы в порядке, как и все документы. Потребуется также независимая экспертиза... Словом, это кропотливая работа... И я ею сейчас занимаюсь.

–     Не могу не задать вопрос еще по одной актуальной проблеме – ГИС ЖКХ. Если квитанции не будет в системе, ее можно не оплачивать... Говорят, это в разы увеличит количество должников.

–     С должниками можно работать через суд, ведь если собственник не заплатил сейчас, в этом месяце, это не значит, что ему эту сумму простили, все равно придется заплатить. Что до всей системы ГИС ЖКХ –  она задумана удобной, однако какова будет реализация? Например, сайты арбитражного и районных судов крайне неудобные, а ведь так было бы здорово оперативно получать информацию! Также идеально было бы, если бы доступ к ГИС ЖКХ сделали бесплатным, те же цифровые подписи могли выдавать МФЦ. Однако в России так получается, что все инновации внедряются за чей-то счет. Пора уже привыкнуть!