Фото: Татьяна Гоцуленко
Текст: Светлана Хаматова
29 марта 2017

Капитальные долги: собираемость и работа с должниками

В Фонд капитального ремонта не поступило более 1 миллиарда рублей: не платят как владельцы «энок» (только они должны свыше 147 миллионов рублей!), так и горожане (состоятельные и не очень). Все это – несмотря на самый низкий по России размер взноса (от 3 до 4 рублей). При этом в целом собираемость выросла и в среднем в 2016 году достигла 88,9%. Почему образуются долги и как с ними борется Фонд?

Всех неплательщиков можно поделить на три группы: технические, временные и идейные (а также маргиналы и проч.).

Первые «просто» не получали квитанций или же им неудобно платить наличными, с которым еще нужно куда-то идти. Для таких проводится проверка доставки квитанций, развивается сервис дистанционных платежей на сайте Фонда через «Личный кабинет». На данный момент зарегистрировано 23 тысячи пользователей, в неделю их количество увеличивается на 180-250 человек. Кроме того, актуализируется реестр собственников нежилых помещений (оказывается, посчитали не всех, некоторые «энки» вообще не были учтены!).

Вторые не платят «в данный момент», потому что нет денег, или они с чем-то не согласны в квитанции, или же им удобно платить раз в полгода, потому что в квартире своей они сами не живут или подолгу находятся в командировках.

В этом случае помогают «письма счастья» – уведомления о задолженности (с описанием последующей угрожающей перспективы – подачи искового заявления). 5 тысяч таких писем уже принесли 16 миллионов рублей, которые неплательщики срочно перечислили в Фонд.

Иски тоже подаются. 263 иска на 7,6 миллионов рублей пока вернули в Фонд только 2,1 миллион – конверсия не так высока, поскольку многое зависит от работы службы судебных приставов.

Третья категория – идейные неплательщики. Они не доверяют Фонду и государству в целом; их не устраивает процедура проведения капитального ремонта или его качество и т. д. К этой категории можно отнести и маргинальные группы должников, которые квитанции игнорируют и рычагов давления на них попросту нет. Естественно, на таких должников Фонд также подает в суд, но финансовый результат оказывается невысокий.

Для повышения доверия к самой идее капитального ремонта совершенствуются его процедуры. Так, например, актуализирована программа на 2017 год, из нее исключено 87 видов работ по ряду адресов, где, скажем, ремонт кровли недавно проводился. Плюс действует предварительная проверка подрядчиков; пока до участия в конкурсных процедурах допущена 261 компания, а вот три фирмы за предоставление недостоверных сведений исключили из реестра добросовестных подрядчиков. К слову, чаще всего в конкурсах участвуют представители среднего бизнеса. Именно они могут позволить себе содержать штат инженерных сотрудников, владеют необходимой техникой. Правда, рабочий персонал все равно нанимается на сезон, с этим ничего не поделать. Крупным строительным компаниям, которые могли бы себе позволить содержать штат рабочих, небольшие лоты (от 50 тысяч рублей за 1 вид работ до миллиона-двух) не интересны. Кроме того, у таких строителей нет специфического опыта работы: они привыкли работать на огороженной стройплощадке, а необходимо учитывать жизнь дома, взаимодействовать с собственниками, по возможности беречь клумбы и т. д. (Как рассказывают в Фонде, зачастую успех капремонта зависит не от каких-либо особых технологий или материалов, а от умения прораба взаимодействовать с жильцами конкретной парадной).