Фото: ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
Текст: Валерия Захарова, № 6 от 29.04.2019
7 мая 2019

Чужая халатность за ваши деньги

Вот уже год собственники имеют право заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. За это время от неоднозначной схемы перехода на прямые договоры успело пострадать множество управляющих организаций. Больше всего досталось Подмосковью, где из-за нерадивых действий РСО управляющим приходится платить серьезные штрафы.

Разрабатывая новую модель прямых договорных отношений между РСО и собственниками, Минстрой РФ скрупулезно исключал любые возможности для обмана жителей со стороны управляющих организаций. Но почему-то в ведомстве не подумали о том, что и ресурсоснабжающие организации могут оказаться не самыми надежными контрагентами.

Напомним, чтобы перейти на прямые договоры, необходимо провести общее собрание собственников. Если большинством голосов жильцы решают платить напрямую, копии решений и протокола общего собрания направляются в РСО, с которой планируется заключить прямой договор, а оригиналы – в Госжилинспекцию. Примечательно, что у управляющей организации поставлен жесткий срок для передачи документов – не позднее
5 дней после проведения собрания. В то время как ресурсоснабжающая организация может взять аж три месяца для того, чтобы подготовиться к взаимодействию с этим домом напрямую. И вот тут начинается самое интересное.

Именно из-за этих трех месяцев для раздумий и начали страдать управляющие организации Подмосковья. Например, на одну из заявок о переходе на прямые с Водоканалом Московской области, отправленную 10 июня 2018 года, в РСО ответили, что им необходимо 3 месяца для подготовки документации, добавив, что переход будут совершен 10 сентября. Вроде бы договорились, управляющая организация и дальше продолжала включать в платежку графу ХВС и планировала это делать до сентября.

Однако уже в июле эта договоренность была нарушена, и жители обнаружили в своих почтовых ящиках отдельные квитанции от РСО. При этом Водоканал никак не предупредил о том, что приступит к своим «прямым» обязанностям раньше оговоренного срока.

Если вы решили перевести дом на прямые договоры, сохраняйте тесную взаимосвязь с ресурсоснабжающей организацией в переходный период. Если вы договариваетесь об отложенном сроке исполнения прямых договоров, требуйте от РСО указать в письменной форме, в какой конкретно срок она обязуется перейти на прямые договоры. 

К несчастью для управляющих, это был не единственный случай. Водоканал Подмосковья нагло нарушал все условности, подставив своими действиями десятки управляющих организаций. Тем, кто печатает платежные квитанции самостоятельно, повезло в этой ситуации чуть больше, они смогли вовремя среагировать и изъять платежки. В некоторых случаях их приходилось вытаскивать прямо из почтовых ящиков.

Но в большинстве домов «двойные» квитанции все же успели появиться, и их оплатили. Этим управляющим организациям пришлось страдать за чужую халатность – уплатить штраф и вернуть потребителям деньги за строку ХВС.

Кроме того, из-за столь наплевательского отношения РСО к договоренностям управляющие организации могли и лицензии лишиться. Согласно закону при заключении прямого договора исполнителем коммунальных услуг становится ресурсоснабжающая организация, и именно на нее возлагается обязанность по представлению платежных документов потребителям. Поэтому выставление платежек лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в этом случае является нарушением лицензионного требования.