Абонентский зал ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
Абонентский зал ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
Текст: беседовала Татьяна Гоцуленко
31 мая 2017

Общедомовые нужды: позиция Водоканала

С начала 2017 года федеральным правительством в очередной раз был изменен подход к исчислению коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества дома (пресловутый «ОДН»). К чему приводит ограничение нормативом начислений на ОДН, когда в Санкт-Петербурге будет оплачиваться водоотведение на ОДН и что изменилось в применении повышающих коэффициентов? «Консьержъ» побеседовал с Юлией Артемьевой, директором филиала «Единый расчетный центр» ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

– Юлия Валерьевна, считаете ли вы целесообразным ограничение нормативом начислений по коммунальным ресурсам, потребляемых при содержании общего имущества дома?

– С точки зрения ресурсоснабжающей организации (РСО), в частности, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», весь объем коммунального ресурса, поступившего в многоквартирный дом (МКД), должен быть оплачен исполнителем коммунальных услуг (ИКУ). Поэтому, исходя из позиции РСО, норму сложно считать целесообразной. Во-первых, такое ограничение искажает картину общего потребления ресурса в многоквартирном доме – невозможно построить реальный баланс водопотребления дома. Во-вторых, РСО поставляет в МКД определенное количество воды. Часть этой воды не учитывается в расчетах между ИКУ и потребителем. Как следствие – у РСО возникают убытки, так как часть воды, поступившей в дом, не подлежит предъявлению к оплате потребителям, и это приводит в большинстве случаев к возникновению задолженности исполнителя перед РСО.

– Сейчас модно говорить об энергосбережении и энергоэффективности. Способствует ли эта норма повышению энергоэффективности?

– Ограничение нормативом количества ресурса, который используется для содержания общего имущества дома, для оплаты потребителями, имеет обратный эффект. У потребителей отсутствует стимул к оптимизации и снижению потребления коммунального ресурса для содержания общего имущества.

– Предусмотрены ли законом случаи, когда потребители оплачивают весь ресурс, потраченный на ОДН?

– Да, потребители могут оплачивать полностью объем ресурса, используемого на содержание общего имущества многоквартирного дома, если такое решение принимается на общем собрании собственников помещений. Очевидно, что такое решение имеет ограниченную сферу применения, ведь с точки зрения потребителя при ненадлежащем содержании исполнителем коммунальных услуг общего имущества, ограничение нормативом является оправданным. В результате ущемляются интересы РСО – она не получает полной оплаты за фактически поставленный коммунальный ресурс.

– Согласно Правилам обязательными при заключении управляющей организацией (или ТСЖ, ЖК, иным специализированным потребительским кооперативом) договоров с РСО (утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124), к коммунальным ресурсам относятся также сточные воды, отводимые от МКД по коммунальным системам водоотведения, в том числе в целях содержания общего имущества дома. Как организован их учет и каким образом определяется стоимость услуги?

– В МКД, оборудованном общедомовым прибором учета, объем поставляемого коммунального ресурса определяется на основании показаний этого прибора учета, за вычетом объемов ресурса, который потребляется нежилыми помещениями – если по этим помещениям заключены прямые договоры между РСО и собственниками нежилых помещений. Если МКД не оборудован общедомовым прибором учета (а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию такого прибора учета или истечения срока его эксплуатации), объем коммунального ресурса определяется по специальной формуле (ознакомиться с ней можно в подпункте «в» пункта 21 Правил № 124). Формула представляет собой сумму слагаемых – объемов коммунального ресурса, каждый из которых определяется за расчетный период в зависимости от способа определения объема коммунального ресурса и наличия приборов учета в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома.

В июне 2016 года Постановлением Правительства РФ № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» в пункт 21 Правил № 124 были внесены изменения, согласно которым с 01.07.2016 подпункт «в» пункта 21 Правил № 124 не подлежал применению для определения объемов сточных вод. С этого момента Водоканал руководствуется положениями Правил № 124, а в части, не урегулированной указанными Правилами, – положениями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения № 644.

Дело в том, что с момента вступления данных изменений не был урегулирован порядок определения объемов водоотведения от многоквартирного дома. Водоканал в этой ситуации при определении объема водоотведения руководствовался нормами законодательства о водоснабжении и водоотведении (статьи 20 Федерального закона и пункта 23 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод № 776), из положений которых следует, что объем водоотведения принимается равным объему воды, полученной из всех источников водоснабжения. Учитывая, что порядок определения объема поданной в МКД холодной и горячей воды определен Правилами № 124, объем водоотведения принимается равным объему холодного и горячего водоснабжения.

При наличии общедомового прибора учета холодной и (или) горячей воды для определения объема водоотведения принимается объем водоснабжения по показаниям этих приборов. При отсутствии общедомового прибора учета холодной и (или) горячей воды для определения объема водоотведения принимается объем водоснабжения, рассчитанный в соответствии с подпунктом «в» пункта 21 Правил № 124.

Таким образом, с 01.07.2016 по 31.12.2016 определение объема водоотведения от МКД производилось исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, поставленной в МКД. Данная позиция Водоканала подтверждена письмом Минстроя России (№ 28483-АЧ/04 от 02.09.2016).

С 01.01.2017 в случае, если дом не оборудован общедомовым прибором учета, объем коммунального ресурса (в том числе водоотведения) определяется по формуле подпункта «в» пункта 21 Правил № 124 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498). Подчеркну, что независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме общедомовых приборов учета холодной и горячей воды и при отсутствии приборов учета сточных вод, объем водоотведения от дома также определяется по формуле подпункта «в» пункта 21 Правил № 124.

– Однако сегодня петербургские ИКУ не оплачивают водоотведение на ОДН. Почему?

– По законодательству сведения о количестве ресурса, потребленного в доме, включая сведения об объемах сточных вод, предоставляет исполнитель. Он определяет объемы (количество) ресурса (включая сточные воды) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. При этом объем сточных вод от использованной для содержания общего имущества дома горячей и холодной воды не должен превышать норматива, установленного Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга.

По состоянию на 01.01.2017 в Санкт-Петербурге не установлены нормативы отведения сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (согласно требованию федерального законодательства такие нормативы должны быть утверждены не позднее 01.06.2017). До их установления объем сточных вод, использованных для содержания общего имущества дома, принимается равным «0» и в расчете суммарного объема водоотведения дома (по формуле подпункта «в» пункта 21 Правил № 124) не используется (не включается).

При установлении распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга норматива отведения сточных вод  в целях содержания общего имущества дома расчет будет производиться в соответствии с такими нормативами.

– Вернемся к ресурсосбережению. Несколько лет назад для стимулирования экономии ресурсов был введен повышающий коэффициент для тех, у кого нет приборов учета при наличии технической возможности. Кому сегодня достаются деньги, собираемые по повышающему коэффициенту и в каких случаях он применяется?

– Как прозвучало ранее, отношения между Водоканалом и исполнителями по определению объема коммунального ресурса, поданного в МКД, регулируются Правилами № 124 и иными нормативно-правовыми актами. Постановлением № 603 применение повышающего коэффициента исключено из положений Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг № 306.

С 01.07.2016 применение повышающего коэффициента предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг № 354 – при расчете платы за коммунальные услуги в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета. Таким образом, с 01.07.2016 Водоканал определяет объем коммунального ресурса, поданного в дом, не оборудованный общедомовым прибором учета, в соответствии с подпунктом «в» пункта 21 Правил № 124, который предусматривает определение объема, приходящегося на жилые помещения, не оборудованные индивидуальными приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальных услуг.

Отмечу, что с этой же даты распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга №83-р «О внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга» из Распоряжения 97-р исключен «повышенный» норматив. Для определения объема, приходящегося на жилые помещения, не оборудованные индивидуальными приборами учета, РСО вправе «применять» только норматив потребления коммунальных услуг, установленный без учета повышающего коэффициента. Таким образом, с денежные средства, которые исполнитель получает в связи с начислением потребителям (чьи жилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета при наличии технической возможности их установки) повышающего коэффициента, остаются у исполнителя.