Фото: www.gptek.spb.ru
Текст: Татьяна Ларина
24 мая 2017

Перспективы прямых

Подготовленный Минстроем законопроект о переходе к новой системе договорных отношений между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями (РСО), предусматривающий прямые договоры, дорабатывается на площадке аппарата правительства. Об этом в середине мая на заседании правительства сообщил глава Минстроя Михаил Мень. По его словам, законопроект позволит исключить посредников при перечислении средств от потребителя в адрес РСО и сократить задолженность за поставленные топливно-энергетические ресурсы. Перспективы реализации законопроекта в Санкт-Петербурге обсудили 19 мая в пресс-центре «Комсомольской Правды».

Динамика «в минус»

На сегодняшний день основная проблема РСО – непрерывный рост задолженности исполнителей коммунальных услуг (управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК). Так, например, просроченная дебиторская задолженность за тепловую энергию и горячее водоснабжение потребителей Санкт-Петербурга перед ООО «Петербургтеплоэнерго» на 1 апреля 2017 года составляет 1,4 млрд руб., в том числе задолженность населения – 1 215 млн руб. (84%), бюджетных организаций – 182 млн руб. (13%), прочих хозяйствующих субъектов – 47 млн руб. (3%). При этом прирост задолженности исполнителей коммунальных услуг (ИКУ) за 2016 год составил 46 млн руб. (4%). Наибольшую обеспокоенность поставщиков ресурсов вызывает дебиторская задолженность Жилкомсервисов, созданных с участием в уставном капитале Администрации Санкт-Петербурга, она составляет 88% всех долгов предприятий ЖКХ (1062 млн руб.), а ее прирост за год составляет 43 млн руб. (4%).

Деньги – ваши, ответственность – наша

Законодательно  установленная возможность платить за коммунальные услуги напрямую в РСО у жителей есть уже сегодня. Для этого необходимо провести общее собрание собственников и принять на нем соответствующее решение. В домах, перешедших на такую схему, уже сейчас выпускается отдельный платежный документ с расчетным счетом РСО, при этом договор между РСО и УК действует, и разграничение обязанностей между сторонами не меняется (то есть обслуживание внутридомовых инженерных сетей и взыскание задолженности с потребителей относится к компетенции управляющей организации), а все денежные средства, поступившие от населения, учитываются как оплата по договору теплоснабжения между РСО и УК.

Следует отметить, что данная схема не имеет большой популярности в Санкт-Петербурге, управляющие организации проводят такие собрания собственников крайне редко, да и законодательной обязанности их инициирования нет.

Изменить схему грамотно

При переходе на прямые договоры, предусмотренные новым законопроектом, между РСО и организацией, управляющей МКД, должен быть заключен договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества дома.

– Чтобы урегулировать взаимоотношения УК и РСО по новой схеме, – комментирует начальник Управления энергосбыта ООО «Петербургтеплоэнерго» Татьяна Косаревская, – в документе должны найти свое отражение положения о разграничении эксплуатационной ответственности сторон по балансовой принадлежности, об ответственности ИКУ за качество предоставления коммунальной услуги до конечного потребителя, должны быть четко прописаны обязанности сторон по проведению перерасчетов жителям за некачественно предоставленные услуги и регламент произведения этих перерасчетов, определен источник возмещения соответствующих убытков РСО при отсутствии вины. Кроме того, необходимо предусмотреть регламент с указанием  разграничения ответственности сторон за первичную приемку, поверку и регулярные проверки ИПУ, а также механизм сбора и предоставления исходных данных по ИПУ для расчета. Закон также должен определить, кто будет вести актуальный учет количества зарегистрированных, изготавливать Форму 9 для расчета и ведения претензионно-исковой работы и прочее.

Ждем позитива

По словам Татьяны Косаревской, ключевой вопрос законопроекта – обеспечение сбора денежных средств населения за предоставленные коммунальные услуги только на расчетный счет РСО. Согласно ожиданиям ООО «Петербургтеплоэнерго», прямые договоры позволят добиться целевого и прозрачного использования денежных средств за коммунальные ресурсы, роста собираемости платежей, выставления начислений за энергоресурсы в полном объеме и в сроки, соответствующие действующему законодательству, оперативной претензионно-исковой работы с населением силами РСО, снижения вероятности банкротства УК из-за задолженности потребителей перед ними.

Камни преткновения

В то же время поставщики ресурсов не ждут, что переход на новую схему произойдет гладко, как по мановению волшебной палочки – уже сейчас к законопроекту есть вопросы. Например, эксперты «Петербургтеплоэнерго» не нашли в документе урегулирования вопроса компенсации сумм произведенных РСО перерасчетов за некачественное предоставление коммунальных услуг по вине управляющей организации Также как и обязанность исполнителей коммунальных услуг и их ответственность за невыполнение  в части предоставления качественных услуг законом не предусмотрено. Кроме того, для реализации схемы прямых договоров РСО потребуется привлечь дополнительные материальные и трудовые затраты.  Как это будет связано с новой тарификацией и субсидированием межтарифной разницы, пока неясно (предполагается, например, установление тарифа на ГВС в куб. м, включение в тариф затрат на квитанции жителям и ведения соответствующей претензионно-исковой работы).

В том, что законопроект рано или поздно будет принят, эксперты не сомневаются – такая судьба всегда сопутствует документам, подготавливаемым в Минстрое. А вот каким он будет – сегодня самое время озаботиться всем игрокам жилищно-коммунального рынка, чтобы потом не быть жертвами законотворческих лакун.