Текст: Анна Чуруксаева, № 2 от 14.02.2019
4 июня 2019

Счетчики, фильтры и обман

По петербургским квартирам ходят коробейники XXI века, вот только их товары посложнее, чем «ситец и парча», да и ущерб больше, чем просто похудевший кошелек. «Консьержъ» разобрался, что могут сделать председатели ТСЖ и ЖСК, чтобы защитить собственников.

Как действуют коммунальные мошенники?

– предлагают «сезонные скидки» и «акции для добросовестных потребителей»

– пугают просрочкой по платежам, «которая внезапно вскрылась» и немедленным отключением ресурсов, если собственник тут же не заплатит

– ссылаются на «недавно принятые законы и нормативно-правовые акты», например, заявляют, что после взрыва газа в Магнитогорске и других городах правительство Петербурга (или федеральное) постановило оснастить каждую квартиру газоанализатором

Об этой проблеме говорили на пресс-конференции в медиацентре городского правительства. Причины для обсуждения на таком уровне весомые:

– 5 тысяч граждан в 2018 году пожаловались в «Петроэлектросбыт», что их заставили установить счетчики, хотя старым до отправки в утиль было еще далеко;

– появились компании-двойники монополистов, причем безопасность граждан их не волнует – из-за неправильного монтажа газового счетчика произошла утечка, и это только один пример;

– в 2018 году мошенники действовали в Пушкине, Колпин0 и Петродворце, но перед самым новым годом они двинулись в Красносельский район;

– увы, собственники редко
сообщают о том, что попались на удочку аферистам, и тем более очень редко обращаются в прокуратуру с заявлениями (не говоря уже о том, чтобы проинформировать соседей или свою УО), впрочем в Приморском районе был прецедент с установкой фильтров для воды – завели уголовное дело по статье 159: «Мошенничество».

Олег Миронов, заместитель генерального директора – главный инженер ГРО «ПетербургГаз», рассказал, что недобросовестные предприниматели обычно хорошо подготовлены. Во-первых, они отслеживают объявления о графиках планового технического обслуживания ВДГО – и приходят за день до визита настоящих сотрудников «ПетербургГаза». Во-вторых, они запутывают потребителей, представляясь спе-
циалистами то государственной или муниципальной структуры –
какого-нибудь «городского газового центра», то компании-партнера «ПетербургГаза», действующей по доверенности (это ложь, «ПетербургГаз» никому не выдает доверенности или лицензии на работу), бывают и случаи посложнее. Появилась компания – ООО «Петербурггазсантехэлектромонтаж», которая сокращает свое название до «ПетербургГаз». В Московском районе размещались объявления об осмотре квартирных газовых приборов от имени «специализированной газовой службы ООО «ПетербургГаз».
У них даже телефонный номер отличается от нашего всего двумя цифрами и тоже заканчивается на 0404. Эта компания к нам не
имеет никакого отношения, мы не несем никакой ответственности за ее деятельность и уже подали заявление в ФАС.

Почему именно газовые мошенники вызывают такое беспокойство? Потому что ни гарантировать безопасность, ни устранять аварии в случае чего они точно не будут. Уже были ситуации, когда частники путали газовую подводку с водопроводной при установке водонагревателей – из-за этого из газовых плит начинала течь вода. В доме по Ломаной улице парадная осталась без газа и горячей воды как раз из-за неправильного монтажа колонки в одной из квартир. А как вам предложение врезки под давлением? Вообще-то, на внутренних газопроводах такое запрещено, все профессионалы ЖКХ это знают, но жители вашего дома могут быть не в курсе и запросто пойдут на «комфортное проведение работ».

Что еще важно учесть? Психологию обманутых!

Андрей Джалалов, начальник Технического управления Жилищного комитета, предложил обращаться в Жилищный комитет, если нужно составить заявление в прокуратуру – проблема в том, что дело может быть заведено только по жалобе гражданина.

Владимир Резниченко, заместитель генерального директора АО «Петроэлектросбыт», отметил, что чаще всего горожане не пытаются отстоять свои права. Словом, те 5 тысяч обращений смело можно умножать на Х, ведь большинство обманутых даже не сообщают об этом…

Конечно, иногда мошенники попадают на профессионалов. На пресс-конференции Георгий Игнатов, заместитель директора Департамента экономической безопасности ГУП «Водоканал Санкт-Петербург», рассказал, что ему в почтовый ящик кинули бумажку якобы от «Петроэлектросбыта» (таких извещений, в том числе напоминающих настоящие квитанции, и правда, рассылают очень много), но он не поленился, набрал номер «горячей линии» «Петроэлектросбыта», за пару минут дозвонился и так же быстро выяснил, что документ – фальшивка.

Что же можно сделать?

1. Довести до сведения жителей дома, что они могут быть атакованы мошенниками. Предупреждение можно вывесить на доске объявлений, на сайте, напечатать на квитанции и др. Дополнительно стоит напомнить об этом, если по графику скоро плановые ТО ВДГО.

И да, напишите где-нибудь крупно, что «Водоканал» НЕ устанавливает фильтры, его специалисты НЕ ходят по квартирам и НЕ прове-
ряют индивидуальные приборы учета (исключение – частный сектор).

2. Рассказать жильцам об алгоритме проверки любых «специалистов»: выяснить ФИО – позвонить в УО или по «горячим линиям» в соответсвтующие компании – только потом открывать дверь. Сотрудники «Петроэлектросбыта» должны знать номер счетчика для проверки, представители вашей управляющей организации иметь соответствующие документы и др.

В «ПетербургГаз» можно обратиться по номеру 04 (104 – с мобильного телефона) или же 610-04-04, «горячая линия» «Водоканала» – 305-09-09, «Петроэлектросбыта» – 303-80-90.

3. Еще раз напомнить, что никакие платежи в квартирах не принимаются!