Текст: Светлана Хаматова
1 января 1970

20 надзорных лет

В марте исполняется 20 лет деятельности областного жилищного надзора. Путь пройден большой, структура в итоге сложилась серьезная. С чем вступает в юбилейный год Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленобласти?

Эра лицензирования

По словам главы Комитета Сергея Кузьмина, в 2016 не стоит ждать больших перемен: «В конце прошлого года Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ, заявил, что основные реформы завершены и теперь будут выходить только необходимые подзаконные акты».

2015-й ознаменовался завершением кампании по лицензированию. 316 управляющих организаций лицензии получили, 48 УК было отказано (и десять из них подали в суд на Комитет), а примерно 70 даже не стали подавать заявки. Также поступило 1006 запросов на сдачу квалификационного экзамена, 842 человека его сдали, из них 250 были сотрудниками органов местного самоуправления.

Стоит отметить, что Фонд содействия реформированию ЖКХ в июне 2015-го года составил рейтинг российских УК. В нем участвовали 15 327 компаний, обслуживающих 683 584 МКД. Средний балл по стране был 36,89, а вот в Ленобласти средний показатель оказался намного выше – 57,01 – и регион занял первое место в пятерке лидеров.

Также важно, что за 2015-й год лицензии ни у кого в области не отзывали, хотя руководитель одной из управляющих компаний был дисквалифицирован на год за неисполнение предписаний – Комитет предлагал наказать директора на 3 года, но суд вынес более мягкое решение. Вообще, как отмечает Сергей Николаевич, это абсолютно нормально, когда УК отстаивают свои права в суде,  это – цивилизованный способ решать дела.

В отличие от двойных квитанций, которые все еще получают жители некоторых новостроек, например, в Новом Девяткино. Проблема в том, что собственники не только получают двойные квитанции, но и оплачивают зачастую не те, что нужно. Хотя сейчас можно в два счета выяснить, кто же управляет домом: та компания, которая имеет лицензию и указана в реестре УК. «Когда к нам приходит гражданин, получивший счет на 200 тысяч рублей, мы, разумеется, проводим проверку, но что мы можем сделать, если он действительно накопил такую задолженность, потому что платил не той УК?» – разводят руками чиновники.

Сейчас экономическое положение такое, что если человек платит 3-5 тысяч за ЖКУ, даже не интересуясь, кому и куда, видимо, он может себе позволить потерять эти деньги?

Нам пишут

Согласно статистике, количество обращений в Комитет растет от года к году. В 2013-м, например, их было 4 861, в 2014-м – 5 204, в 2015-м – 6 480. С одной стороны, это знак того, что проблемы ЖКХ не иссякают, с другой – что растет доверие к надзорному органу и жители понимают, что без их активности невозможно им же помочь.

Лидируют жалобы на неверно начисленную, завышенную плату за ЖКУ. Кстати, в 2014-м году их поступило 1 266, а в 2015-м – резко больше, 2 018. Вероятно, это связано, помимо всего прочего, с применением повышающих коэффициентов, с которыми не успели разобраться ни собственники, ни УК. Другой «прыжок» – увеличение количества жалоб на нарушение условий договоров управления с 35 до 918. Можно, конечно, списать это на поведение тех компаний, которые даже не стали подавать заявки на лицензирование и просто исчезли (а до того нарушили все, что успели), однако разгадка в другом: многие собственники впервые серьезно перечитали договоры управления. Увы, это распространенная ситуация: жители принимают на веру мнение соседей или инициативной группы, которая предложила выбрать конкретную УК, и подписывают документы не глядя. (Мы же все такие занятые!). Другой вариант – проект договора прочитали, признали годным, подписали, а вот тем, что нужно еще следить за соблюдением его положений, озаботились только недавно. (Экономический кризис, некоторые стали считать абсолютно все рубли и копейки...). Как бы то ни было, а собственники действительно теперь внимательнее и требовательнее. И, надо сказать, что в прошлом году раскрытие информации управляющими организациями волновало население гораздо меньше, чем ремонт кровель или качество отопления: 53 обращения против 351 и 452 соответственно.

При этом самым проблемным – и активным – является Всеволожский район (1 924 жалобы). Даже номер второй в списке – Гатчинский – отстает от него на 1 012 обращений. Самая спокойная обстановка – в Киришском районе.

Как бы то ни было, а каждую жалобу Комитет рассмотрел – даже можно выразиться более жестко: расследовал. В итоге за 2015-й год управляющие компании Ленобласти оштрафовали на 5,7 миллионов рублей.

Про капитальный

Собираемость взносов на капитальный ремонт в Ленинградской области – 77%. За прошлый год это составило около 2 миллиардов рублей, хотя нужно было накопить по плану 2 миллиарда 800 миллионов. Кстати, речь идет только о так называемых «котловых» деньгах, то есть тех, что поступали в Фонд регионального оператора. Оказывается, есть большая проблема с тем, чтобы заставить те дома, которые выбрали в качестве способа накопления на капитальный ремонт спецсчет, отчитываться о его пополнении, как того требует закон, то есть ежеквартально. Единственное, что можно сказать точно, собираемость взносов на спецсчет ниже, чем в «общий котел». Несмотря на это правительство региона готово идти навстречу ТСЖ и снизить срок, по прошествии которого можно перевести средства собственников из Фонда на спецсчет с 2 лет до одного года или даже полугода.