Фото: Татьяна Гоцуленко
Текст: Татьяна Ларина
28 августа 2018

Банкротство жилкомсервисов грозит Петербургу коммунальным коллапсом

Резонансное дело о банкротстве жилкомсервиса на Васильевском острове в Санкт-Петербурге набирает обороты – суд привлек к субсидиарной ответственности контролирующие организацию лица.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в Петербурге оставил без изменения определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2018 о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам ООО «Жилкомсервис № 2 Василеостровского района» Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, ООО «Жилкомсервис № 2 Московского района» и бывшего руководителя управляющей компании Рафаэля Телякова (Подробнее о деле № А56-59602/2012 здесь). Речь идет о сумме более 200 млн руб.

Цифра значительная, но она меркнет перед оценкой общей задолженности всех городских жилкомсервисов перед ресурсоснабжающими организациями – эксперты говорят о 20 млрд долгов. И если раньше ресурсникам было неинтересно банкротить управляющие организации – считалось, что нечего взять – то теперь открывается возможность покрыть недоимку из бюджета. Сменится политический ветер – и в судах появятся десятки исков о банкротстве крупнейших принадлежащих, по сути, городу управляющих организаций.

Как пояснил «Консьержу» знакомый с ситуацией эксперт, грозит это, во-первых, массовым увольнением руководителей жилкомсервисов (помимо маячащей субсидиарной ответственности по долгам предприятия, не заявить о банкротстве самому – уголовная статья), а во-вторых, масштабным жилищно-коммунальным коллапсом в городе.

Что касается частных управляющих компаний, то за ними бюджетной «подушки безопасности» нет, поэтому прогнозируется, что привлекать к субсидиарной ответственности будут генеральных директоров и собственников.

В сложившейся ситуации, считает наш собеседник, нужно срочно освободить управляющие организации от накопленных долгов, передав их в некий Центр урегулирования задолженности, который бы аккумулировал и дебиторку, и кредиторку управляющих компаний и работал бы под контролем города. По словам специалиста, создать такой центр можно даже на базе ВЦКП.

Кроме того, важно не допустить образования новых долгов у управляющих организаций, для этого необходимо перевести жилищный фонд Петербурга на прямые договоры с поставщиками ресурсов. «Зря наши неповоротливые ресурсники боятся объемной работы с множественным клиентом, – считает эксперт. – Они легко могут передать эти функции малому и среднему бизнесу».