Фото: c1.staticflickr.com
Текст: Анна Чуруксаева
16 апреля 2018

Быстро, еще быстрее, молниеносно

Вы заметили? Мы уже несколько дней живем в новой коммунальной реальности с высокой культурой сервиса. Стандарты этой культуры изложены в Постановлении Правительства от 27 марта 2018 года №331 и обязательны для исполнения всеми управляющими организациями.

И дело не в том, что частным организациям на федеральном уровне предписывают, как работать – даже в мелочах. (Так, Дмитрий Гордеев, ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города», в интервью СМИ отмечает, что ни в одной стране мира правительство не устанавливается сроки ликвидации засоров!).

Просто в документе, как всегда, прописаны пожелания, но не механизмы...

Коротко: что нового

- По ЖКХ-вопросам жители могут обращаться в МФЦ, если, конечно, УК заключит с МФЦ договор (вряд ли на безвозмездной основе, а еще нужно настроить передачу данных в обе стороны и т. д);

- Аварийно-диспетчерская служба должна отвечать на звонок в течение 5 минут, либо перезванивать в течение 10 минут – это, правда, с 1 марта 2019 года, есть время завести себе полноценный колл-центр с толпой сотрудников;

- С 23 часов вечера до 8 утра канализационные засоры не устраняются, ибо это шумное дело, но вообще проблему надо устранять в течение 2 часов. Словом, стоит предупредить жильцов, чтобы не кидали в туалет кошачий наполнитель уже с 9 вечера;

- УО надо завести представительства «в пределах внутригородского района», чтобы там вести прием граждан (пожалуй, удобнее всего это будет сделать компаниям с городским участием, ведь им оперативно подберут помещения из жилфонда города);

- В течение 3 дней после запроса предоставлять письменно информацию о показаниях общедомовых приборах учета, суммарном объеме КУ, в том числе рассчитанных с помощью нормативов и потраченных на ОДН, – за период не более 3 лет.

Вот здесь остановимся подробнее и приведем комментарий Виктора Цветкова, президента Ассоциации ТСЖ «Возрождение»:

«В ТСЖ и ЖСК подобные данные – вся бухгалтерская отчетность – передаются на хранение ответственному лицу. Электронный документ может потеряться, с ним еще что-то может произойти, поэтому нередко для ответа на подобные запросы приходится поднимать бумажные документы и вручную все проверять. Это большая работа! Предположим, что собственник просит проверить правильность выставления ему счетов за три года. Если за это время мы сменили расчетный центр, а так бывает, усилия необходимо удвоить, потому что программное обеспечение у каждого центра свое и не взаимодействует – даже в судах поэтому данные запрашивают отдельно. Придется мобилизовать всех сотрудников, дать им ручки, посадить отвечать... Что касается приема жителей, то вот у меня дом на 110 квартир, каждый день поступает по запросу. Представительства управляющих организаций будут работать с посетителями в режиме нон-стоп. Но посмотрим дальше: что происходит, когда управляющая организация не соблюдает стандарты ответа в течение трех дней? Жалобы в ГЖИ, проверки, предписания и штрафы. А мы знаем, что бывает с управляющими организациями, которые получают штрафы – их лишают лицензии. Предположим, мы выйдем в суд и начнем доказывать, что не ответить вовремя на запрос – не такая уж вина, были объективные причины и так далее. Уверен, что нас доведут чуть ли не до последней инстанции судебной, тогда как в случае с жилкомсервисами вопрос бы решился в первой инстанции или вообще не потребовал суда, так как штрафы за такую мелочь ЖКС бы не выписали, только предписание выдали. Это я к чему? К тому, что такие строгие регламенты вводятся не просто так, и самое главное – это то, что, как обычно, не прописаны механизмы реализации, а использовать новые стандарты против ТСЖ, ЖСК и УК очень легко...».

Также в документе описаны осмотры, которые нужно проводить в доме, например, весной и осенью нужно проверять общее состояние здания и его конструкций. Вроде бы это и так делается, но если трактовать документ буквально, то получается, что дважды в год придется добираться до несущих конструкций, а для этого, на минуточку, может потребоваться и напольное покрытие демонтировать, и много чего еще.

Словом, нужна правоприменительная практика, минстроевские разъяснения (кто придумал, тот и объясняет) и прецедентные судебные дела. Потому что иначе совершенно непонятно, как стандарты должны, а главное – могут в реальности – работать. Жаль, что в последние годы все нормативно-правовоые акты принимаются по большей части в таком полусыром виде, а практики и жители тратят время и деньги, чтобы довести эти документы до ума, и то, получается не так часто.