Фото: Татьяна Гоцуленко
Текст: Татьяна Гоцуленко
11 октября 2019

Фрунзенский район Санкт-Петербурга: шаг вперед

Общественный ЖКХ-совет Санкт-Петербурга при вице-губернаторе Николае Бондаренко не собирался с весны, хотя по уставу периодичность заседаний – раз в два месяца. Приглашения членам совета разослали в середине лета, потом их отозвали, потом прошли выборы, потом Николая Леонидовича вновь утвердили в должности, и вот уже середина октября, а все еще тишина. Зато на этом фоне порадовал Фрунзенский район: на площадке администрации там собралась рабочая группа с представителями общественности, которая подхватила в районе дело городского совета. 1 октября в повестке встречи было несколько вопросов, и все они заслуживают вашего внимания.

Бизнес «ваш» и «наш»

Сергей Костычев, председатель ТСЖ «Пловдивская 9», выступил за упрощение процедуры получения проектов благоустройства нестационарных торговых объектов. По его словам, ларьки, получившие поддержку властей или даже не обращавшиеся за согласованием, растут как грибы, а когда жилищное объединение заключает договор с предпринимателем о размещении торговой точки на земле собственников МКД, представителю бизнеса приходится проходить такие административные круги, что желание торговать по закону отпадает напрочь.

Пример привела Лариса Нестеренко, председатель ТСЖ «Бухарестская д. 72 корп.1». Стилобат в ее доме находился в аварийном состоянии, но собственники на собрании не согласились с необходимостью ремонтировать его за свой счет. Дело в том, что он обслуживает в том числе помещения в собственности Санкт-Петербурга, сдающиеся в аренду магазинам, а также служит проходом между домами, то есть используется тысячами людей, не являющимися собственниками помещений в этом доме. Тогда ТСЖ нашло предпринимателя, который вложился в ремонт и за это получил возможность разместить павильон. В ходе ремонтных работ их неотложность подтвердилась: некоторые плиты «висели» на перегородке буквально 0,5 см. Но когда предприниматель пошел согласовывать проект благоустройства, ему отказали. В результате ТСЖ не дает подключения в павильон, и он не может открыться.

– ТСЖ непросто живется, – говорит Лариса Нестеренко, – и те небольшие деньги, которые поступали бы от аренды, и большие деньги, которые предприниматель потратил на ремонт стилобата, должны быть получены заинтересованными сторонами. Почему, когда город решает, что будет павильон, ему ничего не надо согласовывать, а когда мы на своей земле разрешили разместить павильон, его ни за что не согласуют, потому что по постановлению 961 всегда найдется причина?.

Постановление правительства Санкт-Петербурга от 9 ноября 2016 года № 961 «О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга» (последние изменения вносились 4 июля 2019 года).

Сейчас ТСЖ уже опасается иска от предпринимателя, который вложился в ремонт стилобата двумя с лишним миллионами, а обещанную торговую точку по факту не получил. «Я понимаю, что совсем без согласования нельзя, – продолжает Лариса Нестеренко. – Почему мы не можем согласовать размещение с районной администрацией, а она бы уже решала вопросы с городом?»

– Торговые объекты на государственной земле согласовываются все равно с теми же комитетами, только по другому порядку, – опровергла администрация тезис председателя.

– Возьмите Пловдивскую, 9. Нам нельзя, но рядом стоят два таких же убогих павильона, но от администрации, – продолжает Сергей Костычев.

«Неправильный» павильон нашелся и у Бухарестской, 72/1. Магазину, у которого договор с ТСЖ, проект благоустройства не согласовывают, зато ларек «Овощи» преспокойно работает. «Он стоит незаконно, заявка направлена в Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга. Демонтаж и уборку данного объекта будет выполнять Центр повышения эффективности использования государственного имущества», – комментирует администрация.

Нашествию легальных, а чаще нелегальных ларьков особо подвержены земли возле станций метро, перекрестков, остановок общественного транспорта. При этом соблюсти все формальности и открыть магазин законно практически невозможно, равно как и выселить нелегалов, которые получают прибыль, наплевав на закон.

П. 1.4. Приложения 3 к постановлению 961 гласит, что проектирование благоустройства не осуществляется в отношении размещения на государственной земле нестационарных торговых объектов, которые включены в схему размещения нестационарных торговых объектов. Но при этом объекты должны соответствовать требованиям, установленным эстетическим регламентом.

Постановление правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2017 года № 40 «Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства».

– Нас устраивают типовые решения, утвержденные 40-м постановлением, и мы бы размещали такие объекты, но к нам другие требования – необходим Проект благоустройства. Мы хотим равенства, чтобы нам тоже не нужен был Проект благоустройства, но чтобы наши объекты соответствовали эстетическому регламенту, – объяснил Сергей Костычев.

– Вопрос волнует не только нас, – добавила Лариса Нестеренко. – Государственная административно-техническая инспекция проводит сбор предложений по упрощению процедур согласования размещения нестационарных торговых объектов, которые необоснованно затрудняют предпринимательскую и инвестиционную деятельность.

Итак, на чем остановились: рабочая группа при администрации Фрунзенского района ждет предложений, которые после обсуждения направит от своего имени городским властям.

Сообщи об ОДИ

– 4 июля 1991 года был подписан закон о приватизации, в нем был пункт 3, по которому, если приватизируется жилое помещение, то лестницы, чердаки, подвалы, сети и так далее становятся общедомовым имуществом, – Сергей Костычев начал издалека. – Потом норма об общем имуществе перекочевала в Жилищный кодекс, и никто ее не оспаривает. При этом собственники владеют, содержат и распоряжаются собственностью в рамках законодательства. В то же время есть Распоряжение Комитета по управлению городским имуществом № 617-р от 27 июня 1997 года, которое передало эти лестницы, чердаки, подвалы во вновь созданные государственные бюджетные организации под названием «Жилищное агентство», в частности, Фрунзенского района, что является прямым нарушением закона о приватизации. Мы предлагаем взять адресный перечень из этого распоряжения (ему уже 22 года исполнилось, кстати) и здесь на рабочей группе пройтись по всем помещениям, чтобы способствовать рассмотрению помещения межведомственной комиссией КИО.

Представители районного жилагентства сообщили, что после появления МВК по возврату общедолевого имущества из адресного перечня 617-го постановления исключены уже многие строки – чуть ли ни половина. А задержка этого процесса, по их словам, происходит не по вине района, а из-за медленного рассмотрения самой МВК. Кроме того, в составе МВК на стороне собственников выступает меньшинство, то есть нередки отказы в возврате помещений в состав общедомового имущества.

Тем не менее, участие членов рабочей группы в процессе возврата ОДИ представляется обоснованным, и уже на следующем заседании планируется рассмотреть ряд объектов, посетив их предварительно для выездного осмотра. Общественники планируют ускорить работу МВК, направляя из района готовые пакеты документов и сопровождая их протоколом заседания рабочей группы.

Если у вас есть такое проблемное помещение во Фрунзенском районе – сообщите в редакцию, главный редактор газеты «Консьержъ» Татьяна Гоцуленко входит в состав рабочей группы и включит ваш адрес в список для рассмотрения. Тел. редакции: (812)907-18-60, эл. почта: editor@konserg.ru

Кругом долги

Головной болью председателей часто становятся долги жителей. Проблема есть и с собственниками, и с нанимателями. Последних хоть можно (правда, скорее теоретически) выселить, а на первых иногда не повлиять вообще никак.

Рассмотрим несколько ситуаций.

Что делать, если квартира выморочная, и в ней никто не живет? Кто заплатит за жилищно-коммунальные услуги?

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» оплата из бюджета Санкт-Петербурга возможна только после осуществления регистрации контракта на управление многоквартирным домом в реестре государственных контрактов Санкт-Петербурга. К настоящему времени в рамках выделенного бюджетного финансирования на 2019 год государственные контракты на управление многоквартирными домами заключены в полном объеме, поэтому торопитесь направить заявку в ГУ ЖА ближе к началу года, чтобы финансирования на ваш контракт хватило.

Взысканную по исполнительным листам задолженность судебные приставы отправляют в ВЦКП, оттуда деньги поступают обезличенными, то есть непонятно, за какую квартиру и за какой срок.

Юристы ГУ ЖА Фрунзенского района проработают вопрос возможности размещения в исполнительных листах реквизитов управляющих организаций, а не ВЦКП, а на следующую встречу пригласят представителей службы судебных приставов (правда, их и в этот раз приглашали, но они не явились, сославшись на неподготовленность по вопросам повестки). Рабочая группа хочет наладить информационный обмен между управляющими организациями, ФССП и ВЦКП и готовит соответствующие письма.

Невозвратная задолженность.

Нанимателей за неуплату или антисанитарию по закону можно выселить. Проблема в отсутствии свободного фонда и в том, что зачастую выселением, которое должно производиться в нормативную площадь, им можно условия жизни улучшить. И никакого воспитательного эффекта! Тем не менее, замглавы района Елена Сальман пообещала ближайшее выселение провести с широким освещением в прессе.