Текст: Андрей Рысев
22 августа 2016

Горожане не дождались комфортного жилья

В июне в Заксобрании Петербурга прошли публичные слушания по теме «Развитие застроенных территорий (РЗТ) в Санкт-Петербурге» 2008-2018 годы. Предварительные итоги: успех или провал?». Депутаты пришли к выводу, что программа реновации выполнена не будет. Итог – необходимо срочно менять подходы к реновации.

В Смольном и Законодательном собрании идеи разные. Депутаты предлагают свернуть реновацию после 2018 года, переписать программу заново и наложить мораторий на продажу квартир в кварталах. В городском правительстве не согласны, там намерены довести дело до конца и продлить инвесторам сроки. При этом чиновники готовы ущемить права нынешних собственников жилья.

Надежды и сомнения

Отчет перед парламентариями начал председатель комитета по строительству Сергей Морозов. Чиновник напомнил, что программа стартовала в 2008 году, в ней приняли участие два инвестора. Это компания «СПб Реновация», которая на торгах приобрела право развития 22 кварталов, а также компания «Воин-В» Олега Глущенко, которая взялась за реализацию проекта в районе Ульянки. Согласно программе, которую лоббировал тогдашний вице-губернатор Александр Вахмистров, до января 2019 года должно было быть построено более 8,4 млн кв. м жилья, из которых 1 млн 12 тысяч кв. м должны были быть переданы городу. Еще 1,6 млн кв. м планировалось отвести для переселения жителей хрущевок. В итоге в этих кварталах к 2019 году численность жителей должна была увеличиться более, чем втрое – со 110 тысяч до 350 тысяч человек.

К слову, когда еще программа была только в стадии обсуждения, уже тогда критики среди специалистов строительной отрасли было «выше крыши». Инженерная инфраструктура в ряде случаев не позволяла наращивать число потребителей, социальная – может не справится с новым количеством жильцов. Глава «Союзпетростроя» Лев Каплан уже в 2007 году впервые заговорил об опасности подмены развития уплотнительной застройкой. Как выяснилось позже – так оно и произошло.

С 2009 по 2012 год были разработаны проекты планировок. Однако затем, по словам Морозова, программа уперлась в многочисленные законодательные и градостроительные изменения, поэтому и параметры застройки претерпели изменения. Одновременно выяснилось, что в ряде кварталов отсутствуют стартовые пятна под строительство первого дома для отселения граждан. Для удобства комитет разделил все кварталы по уровню риска по принципу «светофора». В зеленую зону попали 10 кварталов, по которым уже идут работы, в желтую зону – 4 квартала в статусе «подготовка к работе», еще по 9 кварталам работы не ведутся из-за отсутствия стартовых пятен. Отсутствие пятен, при этом, обнаружилось лишь много позже старта программы и прошедших торгов. То ли инвесторы не побывали на площадке, то ли традиционная надежда на авось. Но и то, и другое кажется весьма странным.

Первые «результаты»

На самом деле «виновны» не столько изменения в законодательстве, сколько нерасторопность самих чиновников. Чудовищные сроки согласований – вот основной бич программы. Достаточно сказать, что за время действия программы мало того, что сменился губернатор, но и 12 чиновников высшего звена, курировавших программу. Ну и не забудем о хитрости застройщиков. В итоге – если не срыв, то серьезная задержка по срокам. На сегодняшний день с начала реализации РЗТ построено лишь 9 домов площадью 66 тысяч кв. м (и это 1% (!) от программных объемов). Хотя по планам реализации РЗТ на 1 июля 2015 года городу должно было быть передано городу почти 262 тысячи кв. м. Сейчас строительство ведется на 8 территориях, где строится 18 домов на 284 тысяч кв. м. Сергей Морозов пояснил, что к моменту окончания программы (январь 2019 года) та же «СПб Реновация» построит всего лишь 800 тысяч кв. м. Это около 10% от строительных объемов, предусмотренных ППТ. Компания сможет передать городу 62 тысячи кв. м жилья (6,3% от обязательств компании в 980 тысяч кв. м). «Воин-В» к декабрю 2018 года построит в квартале около 35 тысяч кв. м жилья, или 13% от первоначального объема в проекте планировки. А городу компания Олега Глущенко передаст не более 2,2 тысячи кв. м жилья из 31,6 тысячи кв. м, как прописано в инвестдоговоре. И это около 7%! В конечном итоге, как признаются в Смольном, к моменту формального завершения программа будет выполнена меньше, чем на 10% от заявленных объемов.

Опасения на практике

Отходя от цифр, можно поговорить и о сопутствующих РЗТ «радостях» нынешних и потенциальных жильцов данных кварталов. Член комиссии по реновации, глава комиссии ЗакСа по городскому хозяйству Сергей Никешин рассказал собравшимся, что

- инвесторы не торопятся расселять дома;

- инвесторы навязывают свои условия собственникам расселяемых квартир;

- инвесторы начинают расселять дом, не получив согласия всех жильцов;

- город самоустранился от решения вопросов расселения собственников.

Далее были приведены примеры из писем избирателей. В Сосновой поляне вместо 4-х комнатной квартиры предлагались 2-3-х комнатные квартиры площадью 58 кв.м. Там же представители жилкомсервиса попросту «вырезали трубы отопления в марте нынешнего года и заставляли нас мерзнуть». Эта информация от жителя частично расселенного дома. Подобные случаи имеют место и на других территориях. Ну а с «Воином-В» вообще все понятно – это обычная уплотнительная застройка. Первые дома построили на пятнах впритык к памятнику культурного наследия, находящегося под охраной ЮНЕСКО: парку Александрино и в непосредственной близости от дачи Чернышева. Никешин отметил: «Те здания, которые построил «Воин-В», грубо нарушают вид на дачу Чернышева». Тот же «Воин-В», вопреки планировке, отказался строить распределительную подстанцию в квартале Ульянка 2А, напомнил депутат. Кроме того, новое пятно появилось на месте березовой рощи, которая находилась внутри квартала. Причем деревья были явно старше самих строителей. Жителям на народных сходах инвесторы так и не предоставили даже порубочные билеты. Ну а жителям хрущевок Ульянки количество переданных квартир стремится к нулю. Зато несколько квартир были переданы… чиновникам, которые контролировали реализацию РЗТ и полицейским чинам, которые «контролировали» безопасность стройки.

По программе инвесторы обязались передать городу более 15 тысяч квартир, передано 103 (0,6%). Девять домов снесены, что составляет 0,8% от плана (причем один дом снесен за счёт города). Предприниматели должны были построить 15 школ, 43 детсада и шесть поликлиник. Из этого не построено ничего. Но отказываться от реновации власти не хотят. «Принимая во внимание ожидание 110 тысяч жителей хрущевок переселения в современные дома, считаю целесообразным продолжение работы по реновации территорий», – констатировал господин Морозов.

Предложения чиновников

Но просто продлить сроки – мало. Нужно менять программу. И вот здесь появляется новое экстремальное нововведение. В Смольном хотят ввести возможность переселения граждан в другие кварталы реновации, что по нынешней редакции программы запрещено. Как пояснил корреспонденту «Консьержа» специалист комиссии ЗакСа по горхозяйству Александр Карпов, «чиновники хотят наделить себя правом изымать у собственников жилье в кварталах (для госнужд) и выставлять вопрос о сносе дома на голосование жильцов, а также решить одну из главных проблем - право формировать земельный участок и проектировать на нем дома до момента освобождения от прав третьих лиц». «Это так называемое лишение прав последнего жильца», – пояснил Карпов.

Сергей Никешин, в ходе своего доклада не скрывал, что законодательная власть глубоко недовольна действиями исполнительной. В 2008 году, по его словам, адресная программа была скорее декларацией о намерениях развития тех или иных территорий - именно в таком варианте на тот момент вице-губернатор Александр Вахмистров вносил ее в ЗакС. Торги прошли практически сразу после принятия закона, причем без всякого обследования кварталов, как того требует статья 1 самой программы.

Помимо этого господин Вахмистров обещал, что для реновации квартала должно быть получено 100-процентное согласие всех жильцов квартир, а само развитие может проходить со сносом всех домов в квартале. По данным комиссии по РЗТ, в «рабочих» кварталах сносится только 50% домов. В неподлежащих сносу домах жители жалуются на качество обслуживания домов и более глобально - стоимость жилья при такой «уплотниловке» существенно снижается. Более того, жилой фонд обесценивается еще и от недоремонта. Как пояснял в свое время глава жилищного комитета Валерий Шиян и два последних вице-губернатора Лавленцев и Албин, кварталы РЗТ с 2008 года исключены из других городских программ, здесь не ведутся работы по благоустройству, текущему и капитальному ремонту. Вывод парламентария: при реализации программы реновации город своих целей не достиг. И до конца программы не достигнет.

Предложения депутатов

Но критика одно, а предложения – другое. ЗакС планирует осуществить ряд экстренных мер. Во-первых, городу предлагается провести ревизию программы и вынести решение о ее прекращении или замене сноса домов на реконструкцию. В адресную программу должны быть включены все дома внутри квартала, в ней должны быть выделены этапы с четкими сроками, за нарушение которых будут предусмотрены реальные штрафы.

Но самое радикальное предложение заключается в установлении моратория на продажу свободных квартир в домах, строящихся по программе реновации. По словам депутата, мораторий должен стать обеспечительной мерой на случай, если инвестор не сможет выполнить свои обязательства перед городом к концу программы - так бюджет сможет получить компенсацию упущенной выгоды.

Правда, «Мораторий мы объявим только на основе соответствующих правовых механизмов, но у меня нет сейчас готового рецепта, как это сделать», - признался господин Никешин. В итоге, после двухдневного заседания комиссии по городскому хозяйству утвержден текст обращения к губернатору и в городскую прокуратуру по данному вопросу. Думаю, что оно уже достигло адресатов. Срок ответа – 15 дней. «Представьте: 2018 год, выборы президента, а у нас под боком социальная бомба из тысяч возмущенных граждан», – неубиваемый аргумент, прозвучавший из уст Никешина в завершении заседания.