Текст: Лия Курбе, Татьяна Ларина
31 июля 2017

«И не видно конца и края этой войне…»

Буря раздора, повисшая над домом на Хошимина 13 корпус 1, никак не утихнет. О проблемах в этом многострадальном здании мы писали в марте. Жители преодолевают очередные трудности в поиске ответа на вопрос: «Кто в доме хозяин?»

Борьба за веру жителей

В Выборгском районном суде Санкт-Петербурга продолжается процесс по делу о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, а также общего собрания членов ТСН. Напомним, в марте 2016 года собственники квартир на Хошимина 13/1 заглянули в почтовый ящик и увидели там по обыкновению двойные квитанции, но в ящике лежало и что-то новенькое: уведомление о заказном письме. В письме сообщалось о проведении общего собрания собственников с целью ликвидации ТСН. Инициаторами данного мероприятия выступили два жильца: Людмила Асадчик и Татьяна Соловьева. Судя по протоколу, на собрании было принято решение ликвидировать ТСН.

С таким решением категорически не согласен председатель ТСН Евгений Тихомиров. Ведь многие жители этого дома утверждают, что не ставили свою подпись ни на каком протоколе, а за них это сделал по доверенности совершенно другой человек. Евгений Владимирович считает своим долгом отстоять интересы жильцов. «В меня уже поверили люди, я не могу предать их и бросить это дело на полпути...», – сказал председатель ТСН перед слушанием дела.

На судебном заседании, состоявшемся 29 июня, Тихомиров потребовал предоставить оригиналы бюллетеней общего собрания, т. к. отсканированные копии, переданные ему ранее, оказались настолько плохого качества, что их невозможно было прочесть. Также он запросил предоставить оригинал доверенности, по которой проголосовали собственники на собрании. К сожалению, ответчики (инициаторы «собрания») не смогли предъявить подлинники на этом заседании, а следовательно, вопрос о законности решения общего собрания остается открытым.

Судебный процесс перенесен на 11 августа, а до тех пор жители дома остаются заложниками конфликта между двумя управляющими организациями. И пока нет окончательно принятого решения, кто же управляет домом, жители получают двойные платежки. И непонятно, к чему еще этот конфликт может привести.

Копья поломаны, результат нулевой

Второй судебный процесс, в который вовлечен многострадальный дом с улицы Хошимина, – оспаривание законности проверки ГЖИ, которая на заре существования товарищества попыталась признать его незаконным. Как вы помните, в проверке были странно все, начиная с ИНН совершенно другой коммерческой организации в распоряжении. Товарищество обратилось в Арбитражный суд, который частично удовлетворил его требования: признал незаконными выездную и документарную проверки ввиду грубых нарушений положений ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Речь шла о том, что акт выездной проверки направлялся в ТСН по почте по отдельному запросу ТСН, а не как само собой разумеющееся, но председатель документ так и не получил.

Госжилинспекция подала апелляцию, аргументируя свою позицию, в частности, тем, что «Заявитель, будучи юридическим лицом, обязан получать корреспонденцию, даже в отсутствии доказательств вторичного почтового напоминания».

«ТСН, не получив акт проверки, было лишено своего конституционного права на защиту», – считает Евгений Тихомиров.

Что интересно, суд апелляционной инстанции посчитал, что не предоставление акта проверки не имеет значения: в июле 13 Апелляционный суд отменил решение первой инстанции и удивительно оперативно опубликовал резолютивную часть, которую нам прокомментировал председатель товарищества.

Копии всех упоминаемых документов имеются в распоряжении редакции.
«Как следует из материалов дела, 18.09.2015 в Инспекцию поступило сообщение ООО «ЖКС №1 Выборгского района» (№ 01-10813/15-0-0) о возможной фальсификации  решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, ул. Хошимина, д. 13, корп. 1, о создании ТСН и об изменении способа управления жилым домом, – говорится в резолютивной части. В целях проверки указанного обращения Инспекцией издано распоряжение от 16.11.2015 № 10/591-р проведении в отношении Товарищества внеплановой документарной проверки».

В то же время основанием для проведения внеплановой проверки по закону является поступление в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов госвласти, органов МСУ, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья.

В нашем случае заявление было подано ЖКС №1 Выборгского района, и в нем не указано никаких фактов, свидетельствующих о нарушении требований к порядку создания товарищества собственников жилья, регулируемых статьей 136 ЖК РФ, посвященной непосредственно созданию товарищества, и статьями 44-48 ЖК РФ, регулирующими порядок проведения общего собрания собственников многоквартирных домов. ЖКС в заявлении просит провести проверку правомерности проведения общего собрания, ссылаясь на заявление жителей МКД. Однако часть 6 статьи 46 ЖК РФ говорит о том, что лицо, подавшее заявление в суд, должно быть собственником помещения на момент принятия оспариваемого решения общим собранием, не участвовать в этом собрании или голосовать против, либо решение должно быть принято с нарушениями Жилищного кодекса и решение должно нарушать права заявителя. Кроме того, заявление об оспаривании решения общего собрания подается в суд в течение шести месяцев с того времени, когда он узнал или должен был узнать о состоявшемся собрании. Лица, не являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, не могут обжаловать решения собственников такого дома. Данный вопрос решается судами однозначно, при рассмотрении дела необходимо установить, является ли истец собственником. ЖКС, естественно, не является собственником дома. В соответствии с вышеупомянутым законом о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора), заявление, не содержащее никаких фактов о нарушениях, не может быть основанием для проведении проверки.

Получается, что проверка была организована на основании заявления бывшей управляющей компании, по сути в отсутствие оснований: не собственник просил проверить правомерность проведения общего собрания после истечения срока исковой давности.

«Судья или недостаточно ознакомился с делом или умышленно искажает суть нашего искового заявления, – такова позиция ТСН. – При рассмотрении иска в Выборгском суде ГЖИ признала, что перепутала документы, и в результате неверно были подсчитаны голоса за ТСН, но в апелляционном суде нам толком не дали говорить».

В страхе за перепланировку

Один из результатов затянувшегося конфликта прозвучал 22 июня «голосом» строительного инструмента: собственник нежилых помещений расширил проемы для установки дополнительных дверей и крылец. Разрешительные документы взволнованным соседям не показали, но сказали, что «все согласовано с ЖКС № 1 Выборгского района».

«Дом старый, он просто может не выдержать перепланировки, и может произойти беда», – высказали корреспонденту газеты свои опасения жители дома. По их словам, никакого собрания по этому поводу не проводилось. В то же время в ГУЖА Евгению Тихомирову показали копии некого протокола собрания собственников от 29 апреля 2014 года, где инициатором и председателем собрания выступает собственник тех самых помещений, где произошла пробивка дополнительных проемов. В ГУЖА Евгению Тихомирову продемонстрировали также разрешения на перепланировку за подписью замглавы Выборгского района А. А. Артемовой, датированные 10 апреля 2017 года. Согласно этим бумагам, районная администрация разрешила провести работы 10 апреля с 9 до 19. Председатель ТСН, кстати, рассказал «Консьержу», что собственник обращался в товарищество с просьбой разрешить сделать дополнительные входы, но получил отказ.

«Предъявленный протокол не выдерживает никакой критики, – отмечает Евгений Тихомиров. – В нем неправильно указан метраж дома, нет необходимых приложений. Возникает вопрос: почему никто из чиновников не проверил его подлинность или не потребовал хотя бы предоставить весь комплект необходимых документов – реестр уведомлений, бюллетени голосований… Никого не насторожило даже то, что голосование проводилось всего пять дней, и инициатор собрания, заинтересованное лицо и председатель счетной комиссии – одно и то же лицо – тот самый собственник. Считаем, что данное разрешение – это просто издевательство и насмешка над жителями, пренебрежение Законом. Хотим через газету обратиться к Губернатору Санкт-Петербурга, в Прокуратуру с целью расследовать это дело и привлечь виновных к ответственности, ведь подделка протокола собственников МКД – уголовно-наказуемое деяние».

Так, пока стороны с упорством бьются за свои интересы в доме, он рискует просто развалиться…