Текст: Ася Казанцева, № 10 от 20.07.2020
21 июля 2020

Кризис опасных отходов

В последнее время количество специальных контейнеров для сбора старых батареек стремительно растет в нашем городе за счет бюджета. Вдобавок многие управляющие организации систематически получают предписания прокуратуры организовать сбор батареек в МКД. И, казалось бы, идея, на первый взгляд, хорошая, и экологию можно спасти. Однако к навязываемой обязанности возникает множество вопросов. Например, есть ли у управляющей организации право заниматься сбором опасных отходов? Или же это компетенция иных структур? И куда на самом деле уходят те немалые денежные средства, которые расходуются на установку контейнеров и утилизацию батареек, если в России до сих пор перерабатывают лишь 1,7 % из них? Попробуем разобраться.

Кто и за что в ответе?

Летом 2015 года алкалиновые батарейки были включены в Федеральный классификационный каталог отходов. Именно с этого момента законодатель решил, что «химические источники тока марганцево-цинковые щелочные» будут относиться ко II классу опасности и являться высокоопасным отходом.

Следующим этапом стал февраль 2017 года, тогда постановление федерального правительства дополнило «Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» пунктом 26.1, который обязывает управляющие организации осуществлять накопление опасных отходов и их передачу лицензированным организациям. Таким образом, у УО появилась еще одна зона ответственности, за которую запросто можно встретить прокуратуру в виде нежданного гостя.

Казалось бы, что закон противоречит самому себе, обязывая собирать опасные отходы организации, которые не имеют лицензии на совершение этого вида деятельности. Однако статья 1 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет этот процесс как «накопление», законодатель разрешает заниматься данным видом деятельности без лицензии. Получается, что ТСЖ, ТСН, ЖСК, как и любые организации и учреждения, могут накапливать батарейки на своей территории. Тут все упирается в разность понятий «накопление» и «сбор». На сбор лицензия нужна, накоплением может заниматься кто угодно. Тут, конечно, можно долго рассуждать о том, является ли глупостью организовывать накопление опасных отходов рядом с жилыми домами. Но такие правила внедрил законодатель. Возможно, безопаснее было бы, чтобы подобные отходы принимал квалифицированный человек в стационарном пункте. Но власти решили, что такие пункты не нужны.

Важно отметить, что заниматься накоплением УО имеет право лишь 11 месяцев в году, дальше все опасные отходы должны быть утилизированы. И на этот процесс уже понадобятся деньги жителей и отчетность, т. к. транспортировка опасных отходов является лицензируемым видом деятельности, за который требуется платить, и у управляющих организаций должен быть договор со специализированными компаниями.

Как показывает практика, такие договоры зачастую носят лишь формальный характер. Бумага на транспортировку и утилизацию опасных отходов есть, а вот мест для накопления батареек нет. Именно с этими претензиями и приходит прокуратура в многоквартирные дома. Штрафы пока не выписывают, лишь дают предписание организовать специальные места для накопления. Однако, по словам, юриста ООО «Правовед» Вадима Стогова, отсутствие специальных мест для накопления опасных отходов могут попытаться «привязать» к нарушению правил организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов.
И за это нарушение предусмотрен штраф от 15 до 50 тысяч рублей. И хоть это достаточно противоречивая история, желающие попробовать наказать именно по этой статье могут найтись.

Куда едут батарейки?

На вопрос, куда попадают батарейки после их транспортировки, наиболее честным ответом будет «тайна». Во-первых, потому что договоры, как уже написано выше, заключаются исключительно для галочки. Во-вторых, как ни парадоксально, даже если УО создала все условия для накопления батареек и заключила договор с лицензированной компанией, шанс того, что они доедут до завода по утилизации, крайне мал.

Закон хоть и написан, и даже «крайний» по накоплению назначен, да вот только рабочая система для утилизации опасных отходов так и не создана. И бережно собранные батарейки из специальных контейнеров отправляются на тот же самый полигон, что и весь остальной мусор. Это подтверждает статистика: согласно данным Росстата, в России ежегодно выбрасывают около 20 тысяч тонн батареек, около миллиарда штук. Перерабатывается не более 1,7% из них. Для сравнения: в Китае перерабатывается около трети, в Европе в переработку идет почти половина.

Для того чтобы быть максимально уверенным, что ваши батарейки направились именно на переработку, накопленные источники энергии управляющая организация должна сдавать напрямую утилизатору. Все остальные посреднические схемы чреваты бесполезной тратой денег. Хорошо звучит: заключаешь договор с компанией на утилизацию и душа спокойна, но не все так просто. Дело в том, что в России существуют всего три завода по переработке такого вида отходов – это Челябинский завод «Мегаполисресурс», Новосибирская «Сибирская Ртутная Компания», третий завод был открыт региональным оператором по обращению с ТКО в Ярославле в конце прошлого года. Работать со столь удаленными организациями не всегда просто, да и дорого, поэтому в Петербурге чаще всего заключают договоры с местными посредниками, у которых есть склады для хранения опасных отходов. После того как они накопят необходимый объем, они везут отходы в Челябинск, как они обещают. Но стоит ли доверять этим заявлениям?

Приведем пример всем известных оранжевых контейнеров для сбора батареек компании «Экологический сервис», с которой Комитет по благоустройству заключил договоры на общую сумму около 80 млн рублей. В соответствии с договором «исполнитель должен обеспечить транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание собранных отходов». Данный госконтракт носит характер строжайшей отчетности. Тем не менее компания предоставляет сведения только по количеству единиц экомобилей и экобоксов, перечню принимаемых опасных отходов и адресов установки специализированных экологических контейнеров. Информации о количестве и видах утилизации опасных отходов нигде нет. В прошлом ООО «Экологический правовой центр "БЕЛЛОНА" пытался получить скрытые сведения через суд, однако до сих пор попытки узнать хоть какую-то значимую информацию об использовании бюджетных средств компанией «Экологический сервис» не увенчались успехом.

При этом важно понимать, что петербуржцы платят за эти экобоксы немалые деньги: обслуживание одного контейнера обходится в сумму около 5 тысяч рублей. Но есть ли смысл в трате этих денег, остается загадкой. Куда же на самом деле уходят деньги горожан и опасные отходы – остается неясным. Можно только надеяться, что их не отправляют в ближайший лес, к тем несчастным ежикам, которых эти экобоксы должны спасать.

Шины возле дома: куда сдать?

По экспертным оценкам, в России ежегодно образуется около 800 тыс. тонн изношенных покрышек, что является одной из причин образования несанкционированных свалок шин, которые наносят значительный ущерб окружающей среде и становятся дополнительной головной болью для председателей ТСЖ, ЖСК, ТСН.

Многие жители совершенно не осознают, что автомобильные шины не относятся к твердым коммунальным отходам, и складывать их в мусорный контейнер или возле него категорически запрещено. Однако даже если эти каучуковые токсичные гости не появились на мусорной площадке, они имеют сверхспособность превратиться в клумбу в виде лебедя или еще какого-нибудь зверя, который может поселиться на долгие годы на придомовой территории. Согласно закону использовать шины для создания архитектурно-декоративных форм ландшафтного дизайна тоже нельзя.

Конечно, многим приходится смириться с вечно возникающими то тут, то там покрышками. Однако можно попытаться хоть как-то образумить собственников и разместить на информационном стенде адреса бесплатного приема шин. Может быть, до кого-то удастся достучаться.

Так, в нашем городе на АЗС «Газпромнефть» организованы стационарные пункты по приему старых автомобильных шин в рамках экологического проекта «Зеленый – новый черный». Цель проекта – развитие культуры правильной утилизации использованных автомобильных шин среди автовладельцев.

В пунктах принимают:

– шины легковых автомобилей,

– шины грузовых автомобилей до R-22

– шины с порезами и проколами, СОХРАНИВШИМИ форму.

Адреса АЗС, где принимают шины, в Санкт-Петербурге:

АЗС № 55, Придорожная аллея, д. 28

АЗС № 14, Ленинградская улица, д. 89

АЗС № 38, улица Потапова, д. 7

АЗС № 6, проспект Обуховской обороны, д. 303

АЗС № 24, Усть-Славянка, Советский проспект, д. 55, к. 1

АЗС № 37, Колпино, Заводской проспект, д. 17

АЗС № 5, Пулковское шоссе, д. 42, лит А.

АЗС № 17, Московское шоссе, д. 46, к. 3.

Собранные на АЗС шины отправляются на завод ООО «Премио Крамб» (Ленинградская область) для переработки в резиновую крошку, которая используется при производстве покрытий детских и спортивных площадок.

Бесплатный прием шин в Санкт-Петербурге проводится при поддержке ЭкоШинСоюза – некоммерческой организации, объединяющей производителей и импортеров шин.