Текст: Александра Швец
8 февраля 2017

На повестке дня – прозрачность

«Единый информационно-расчетный центр Ленинградской области» пытается облегчить жизнь управляющих организаций, жителей многоквартирных домов и подрядчиков. Совместно со Сбербанком специалисты центра совершенствуют программу расчетов на всей территории региона.

О нововведениях в области расчетов и перспективах работы рассказал генеральный директор АО «Единый информационно-расчетный центр Ленинградской области» (ЕИРЦ) Денис Шабарин.

АО «ЕИРЦ ЛО» выставляет счета за услуги ЖКХ более 80% жителей Ленинградской области.

Людям позволят платить раздельно

В Ленобласти ведется планомерный переход на единые квитанции, где указаны платежи за все жилищно-коммунальные услуги. Главный недостаток, который есть в старой системе: приходящие на счет деньги расщепляются между всеми поставщиками услуг и работ. Никак нельзя выяснить, за какой вид услуги заплатил человек, а за какой – нет. В итоге если человек внес неполную сумму по квитанции, никак не выяснить, что он оплачивал. Еще одна проблема – недовольство жильцов. Люди возмущаются, что им трудно платить сразу за все услуги, указанные в квитанции, и они хотели бы платить, к примеру, в какой-то один день за воду и свет, в другой – за тепло, в третий – за содержание, т. е. распределить нагрузку на свои финансы.

Специалисты ЕИРЦ учли эти замечания и совместно со Сбербанком России внедряют такую систему оплаты, при которой человек, получая единую квитанцию на все, может оплачивать каждую услугу отдельно. Это отражается в счете, который он получает по результатам оплаты. «Допустим, собственник жилья недоволен какой-то услугой и принципиально не хочет ее оплачивать, – рассказывает Денис Шабарин, – ранее доказать, что ты не оплатил именно эту услугу, даже в суде было невозможно. К примеру, один житель демонстрировал квитанцию, в которой он ручкой вычеркнул строчку по оплате какой-то услуги и объяснял судьям, что «вот же – я ее не оплачивал!» Это, конечно, все несерьезно. Теперь же, имея на руках чеки с конкретными платежами за конкретные услуги, гораздо легче объясняться в том же суде».

Денис Шабарин также добавил, что хотя реализуемый проект можно считать успешным, еще остается ряд серьезных нерешенных вопросов. Так, законодательно статус расчетных центров на территории РФ никак не закреплен, то есть такого субъекта права нет вообще. Есть управляющие компании, которые выставляют счета, предоставляют услуги, и есть жители. Однако на данный момент Минстроем на общественные слушания вынесен проект федерального закона «О единых расчетно-кассовых центрах».

Все услуги в одном документе

Также Денис Шабарин заявил, что деньги собственников и нанимателей жилья не должны стекаться на расчетный счет ЕИРЦ, а сразу должны поступать на счета поставщиков услуг и работ. И эта работа также ведется.

Помимо этого ЕИРЦ планирует использовать свой информационный ресурс для аккумулирования всех услуг и работ, которые оказываются на территории области в сфере ЖКХ. Любой человек может зайти на портал ЕИРЦ и выбрать там любого подрядчика, работающего в отрасли ЖКХ, посмотреть информацию о компании, цены, условия. Такое нововведение сотрудники ЕИРЦ сделали после того, как к ним начали поступать многочисленные обращения от жителей, связанные именно с бытовыми проблемами: у кого купить счетчик, кто может хорошо сделать ремонт и т. д. Поэтому ЕИРЦ решил стать основным агрегатором всех работ и услуг для населения. Такой информационный пилотный проект уже запущен в Кировском районе. Система называется «Гипермаркет ЖКХ», и она уже успела зарекомендовать себя. Человек может выбрать компанию и включить оплату за ее услуги в единый платежный документ вместе с платежами за жилищно-коммунальные услуги. ЕИРЦ планирует распространить эту систему и на другие районы Ленинградской области.

Скрытые платежи открыли

Еще одно нововведение проводит ЕИРЦ – это выведение комиссии банка из квитанции. Ранее она была скрыта в платежах. Теперь житель оплачивает эту услугу отдельно. Через терминал Сбербанка это 1%, через оператора Сбербанка – 2%. Надо отдать должное Сбербанку, что он пошел навстречу жителям и снизил процент за услуги оператора с 3% до 2%. Услуги ЕИРЦ в этом году установлены на уровне 1,83%.