Фото: Татьяна Гоцуленко
3 февраля 2017

ОДН заставит ускориться?

С 1 января 2017 года на территории Российской Федерации действует новая система формирования платежей за жилищно-коммунальные услуги. Согласно внесенным изменениям в часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, плата за обслуживание общедомового имущества (ОДН) из коммунальных услуг переходит в жилищные услуги.

Нововведение, по мнению Правительства России, должно способствовать увеличению прозрачности деятельности управляющих организаций и формированию понимания у жителей за что же они все-таки платят. Это важный шаг вперед по отношению к потребителю, который, однако, подрывает экономику управляющих организаций в сфере ЖКХ. Плата за коммунальные услуги начисляется жильцам за прошедший месяц, в то время как за жилищные услуги начисления производятся за текущий. Включение платы за ОДН в статью жилищных услуг влечет за собой большие неудобства управляющим организациям. Для того, чтобы понять какие именно, необходимо рассмотреть механизм начисления ОДН и взаимодействия УО c поставщиками ресурсов.

Управляющая организация каждый месяц предоставляет отчет о потребляемой электроэнергии, холодной воде и отоплении ресурсоснабжающим организациям (РСО) каждый месяц в период с 20 по 25 число каждого месяца, после обработки представленных данных РСО направляют счет-фактуру с внесенными корректировками (наличие потерь, временные сбои в подачи услуг и др.) в период с 5 по 10 число уже нового месяца. Именно на основе счет-фактуры, где отображаются точные данные о потреблении, УО выставляют жителю плату за ОДН в счет будущего месяца. Существующий механизм позволяет начислять верную сумму платежа жильцам и перечислять в полном объеме денежные средства поставщикам услуг.

Для того, чтобы сегодня действовать в рамках законодательства, сотрудникам управляющих организаций необходимо за один день сделать следующее:

  • - Первого числа каждого месяца сформировать отчет о потребляемых домом ресурсах и направить его РСО;
  • - Получить от представителей РСО отчет вместе со счет-фактурой; 
  • - Внести полученные данные в информационные системы;
  • - Рассчитать начисления для всех жителей многоквартирного дома (в случае управляющих компаний – всех подконтрольных домов);
  • - Распечатывать квитанции для всех жителей придется тоже в максимально короткие сроки, а разносить их уже лучше бегом, чтобы успеть разложить по почтовым ящикам до полуночи первого числа.

Сомнительно, что РСО массово и единовременно пересмотрят сроки обработки и предоставления данных, чтобы посодействовать сотрудникам ЖКХ.  

Благая цель государства – улучшить эффективность работы сферы жилищно-коммунального хозяйства – ставит все новые препятствия для деятельности жилищников. Если вспомнить, что это проблема всероссийского масштаба, то мы снова возвращаемся к фундаментальному вопросу о дураках и дорогах, а именно, о том, что чиновники очень слабо представляют себе систему и механизмы повседневной работы рядовых сотрудников ЖКХ.