22 января 2019

Портал "Наш Санкт-Петербург": Банкет за ваш счет!

От праздника за чужой счет откажется не каждый, но вот вы пришли, потанцевали-закусили, а потом выясняется, что организатором (например, фирмой, где вы работаете) оплачена только аренда зала, а музыку и закуски придется оплатить из своего кошелька. Такую аналогию приводят эксперты, чтобы показать перегибы в работе портала «Наш Санкт-Петербург».

Сравним. Пользователь оставил на портале жалобу, заработала госмашина, чиновникам купили гаджеты, они получили зарплату (это все из бюджета, который, кстати, не такой уж и чужой для нас с вами, все-таки, наши налоги), потом жалоба наконец дошла до председателя ТСЖ, который копит средства на ремонт крыши, но, чтобы исполнить вашу сиюминутную «хотелку», скажем, поменять расколовшуюся плитку в подъезде, открывает «копилку» дома, формируемую из платежей жителей, и меняет злополучную плитку. Пользователь доволен, покорил систему, поставил ее на службу своим интересам. А кровля тем временем течет все сильнее, но пользователь об этом не узнает, как не узнает он и о состоянии трубопровода в подвале – он туда не ходит и с председателем не общается. И председатель не знает, кто этот пулеметчик, что строчит пачками жалобы и не знает истинного положения вещей. 

«Консьержъ» поговорил о проблеме с Гульнарой Борисовой, президентом Санкт-Петербургской ассоциации собственников жилья и их объединений, и Кириллом Захаряном, членом Общественного совета по ЖКХ при вице-губернаторе Н. Л. Бондаренко.

– Гульнара Хаджигельдыевна, первый вопрос об Ассоциации, которую вы возглавляете. Раньше она называлась Ассоциацией ТСЖ Центрального района, и вот недавно мы услышали новую формулировку.

Гульнара Борисова: Ассоциация ТСЖ Центрального района была создана порядка 10 лет назад, тогда еще не существовало советов МКД, и за эти годы к нам часто обращались ТСЖ из других районов и просто активные интересующиеся собственники, поэтому переформатирование назревало. Мы достаточно долго вынашивали идею, потом продумывали новое название, чтобы оно отражало суть. На сегодняшний день внесены изменения в Устав, учредительные документы, и теперь членами Ассоциации могут стать как объединения собственников жилья, так и советы домов и просто активные собственники как физические лица.

Санкт-Петербургская ассоциация собственников жилья и их объединений подготовила открытое письмо о необходимости менять алгоритмы работы городского портала "Наш Санкт-Петербург". Предлагаем вам подписать письмо
– В декабре вы разместили в интернете петицию о необходимости реформировать портал «Наш Санкт-Петербург», и за месяц подписи оставили более 600 человек. Что сподвигло к написанию письма на имя врио губернатора?

Гульнара Борисова: Мы понимаем, что сама идея портала неплохая, и горожанам нужна такая «отдушина», но то, как она реализована… Вал жалоб отрывает нас от реальных и необходимых дел. Это превратилось в театр абсурда. Когда житель хочет сообщить о необходимости поменять лампочку, он пишет жалобу на портал, ее отрабатывает администрация района, причем хорошо, если не глава, но как минимум замглавы района по ЖКХ. У них там есть целые отделы, они собирают совещания, назначают ответственных, которые, надо сказать, не всегда проверяют достоверность жалоб.

– То есть в цепочке выполнения несложной задачи фигурирует человек пять?

Гульнара Борисова: По факту гораздо больше. Получается, что отрывается от работы не только председатель ТСЖ (это минимум), но и тратятся бюджетные средства на оплату работы тех структур, которые искусственно созданы при администрациях районов и ГУ ЖА, потому что за негативный рейтинг администрации района страдает глава района, который всячески старается его повысить, не вникая, из чего вырастает негативный рейтинг. В одном из комментариев под нашей петицией изложена история о том, что две недели ответственные лица в администрации обсуждали, кто должен закрыть люк, потому что жалоба на портале есть, решение проблемы простое, но сделать это должен тот, в чьей зоне ответственности оказался этот люк. Некоторые обвиняют меня, говоря, что я написала петицию, так как не могу закрыть жалобы по дому в моем управлении, но обращаю внимание, что подобными примерами делятся сотрудники администраций, которые тоже устали от этого абсурда, и активно подписывают и распространяют петицию.

Кирилл Захарян: Хочу подчеркнуть, что когда не убран подъезд или не горит свет, первичной должна быть заявка в управляющую организацию, и если она была, то потом ты можешь жаловаться, что она не отработана в установленный законом срок. Но тут есть второй принципиальный момент. Если работа сложная, такая как ремонт подъезда, или есть какие-то недостатки в отделочном покрытии, то надо вспомнить, что есть годовой план содержания и ремонта у ТСЖ, есть план текущего ремонта у управляющей организации, и они должны руководствоваться им. В ТСЖ такой план в обязательном порядке утверждается на общем собрании, если мы говорим об управляющей компании, то она определяет этот план самостоятельно, либо выносит его на рассмотрение совета дома, и совет дома уже определяет, если он в доме организован. И нам представляется, что вопрос контроля и ответственности по таким вопросам должен быть в соответствии с указанными планами, поскольку нельзя отвлекать ресурс управляющей организации, в любой момент времени дискретным образом перекидывая с одного дома на другой, потому что эта работа должна производиться планомерно. Когда ТСЖ или управляющая компания формируют свой бюджет и расходование указанных средств по статье на год, они должны четко этому соответствовать, иначе возникает проблема авральной беготни, которую порождает этот портал.

Более того, в доме всегда есть какие-то недовольные граждане, ведь председатель следит за тем, чтобы в доме не производились какие-то незаконные перепланировки, не захламлялось общее имущество какими-то продуктами жизнедеятельности (иногда это мебель, колеса и даже банки с красками и канистры бензина!), и когда мы с этим сталкиваемся, в ответ слышим: «Сейчас я тебе устрою». И эта обида превращается в одержимую борьбу на портале. Кроме того, это вариант борьбы с председателем за, как они считают, теплое место. Когда кто-то из граждан решил, что он будет лучшим председателем, то он либо самостоятельно, либо путем найма студентов или других ребят, у кого много свободного времени и кто умеет хорошо пользоваться компьютерами, фотоаппаратами и прочими цифровыми устройствами и не прочь немножко заработать, подает до 40–50 жалоб за раз. И потом обслуживающая или управляющая организация становится мишенью для районной администрации, потому что она якобы плохо выполняет работу по обслуживанию, и грозить это может даже передачей дома в ЖКС. Хотя если посмотреть на два соседних типовых дома: на тот дом жилкомсервиса, где никто не жалуется, и дом ТСЖ/ЖСК с массой жалоб на портале – то разительная разница налицо, и количество жалоб совсем не отражает качество обслуживания. Все понимают, что гораздо больше проблем может быть там, где жалоб нет, но чиновники вынуждены бежать туда, где жалобы из-за маленькой щербинки на полу, которая осталась еще со времен блокады. Этот принципиальный перекос касается не только портала, но и работы органа жилищного надзора, который тоже бегает по жалобам, а не проводит планомерную последовательную проверку домов в районе.

– Поговорим о предложениях, ведь вы в своем письме не только критикуете.

Гульнара Борисова: Совершенно верно. Мы предлагаем реформировать портал, в частности, сделать так, чтобы заявитель был определяемым. Наши оппоненты считают, что нам нужно знать человека, чтобы потом его «гнобить», но это не так, порой нужно встретиться с человеком, чтобы просто понять, что именно он имел ввиду.

Кирилл Захарян: Очень бы хотелось, чтобы Александр Беглов, который, как мы видим, готовится к выборам и еще не поменял руководителей жилищного блока, хотя бы раз до новых кадровых изменений встретился с ассоциациями управляющих компаний и объединений собственников жилья (ТСЖ, ЖСК, ЖК) и обсудил «горячие точки».

– Резюмируем, алгоритмы портала – это игра не на равных?

Гульнара Борисова: Да, кроме того, эта игра стоит больших бюджетных затрат и денег наших граждан, которые могли бы пойти на что-то более разумное.

Кирилл Захарян: Озвучу еще одну проблему: нет ответственности за ложный донос. На наш взгляд, если 5–10 обращений не подтвердилось, то наверное должен наступать какой-то лимит.

Гульнара Борисова: А сейчас, например, пользователи спокойно прикрепляют фотографии 10-летней давности по фактам, которые давным-давно устранены – доходит до маразма! Люди грубо злоупотребляют своим правом на обращение. Недавно депутат Денис Четырбок заявил, и я с ним согласна, что портал стал орудием борьбы, при этом весь банкет за наши деньги.

Кирилл Захарян: Нам всем надо, наконец, усвоить, что граждане – не потребители жилищно-коммунальных услуг, они в первую очередь собственники, которые вместе с другими собственниками содержат свой многоквартирный дом. Когда мы начнем понимать, что наша собственность не ограничивается нашей квартирой, что все от первых ступенек и до воздуховодов на крыше – наше, вот тогда у нас поменяется самосознание и будет качественный рывок в содержании жилого фонда. 

Беседовала Татьяна Гоцуленко