Фото: Татьяна Гоцуленко
6 февраля 2017

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. №1498: что изменилось

Обзор подготовил глава общественной организации "Российская Жилищная Федерация" Герман Ломтев.

"Прочитав новый акт до конца, – говорит Герман Андреевич, – не нашли в нем того, что многие жители многоквартирных домов ждут уже почти 4 года – реализации обещания, данного Д.Н.Козаком Президенту России на заседании Госсовета 31 мая 2013 года. Речь шла об отмене непродуманного запрета на поставку коммунальных ресурсов непосредственно их потребителям, минуя посредников – исполнителей. Поставщики газа и электроэнергии этот запрет демонстративно проигнорировали, но в отношении тепло- и водоснабжения продолжается скрытый саботаж попыток передать собственникам принятие решения о выборе способа потребления ресурса, включая переход на прямые договоры. Предложения даже внесли в Государственную Думу, но депутаты годами откладывают их принятие. Жилищная общественность надеялась, что правительство наконец предоставит жителям свободу выбора. Но запрет опять не снят. Это главное разочарование Постановлением № 1498.

Теперь остановимся на том, что вошло в документ. Постановлением внесены изменения в 8 следующих актов Правительства России:

1. В Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (постановление № 306 от 23 мая 2006) – ПРОЩАЙТЕ, «ОБЩЕДОМОВЫЕ НУЖДЫ»!

- «нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды» заменены на «нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях  содержания общего имущества в МКД», применяемые для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в МКД (в случаях, установленных Правилами), а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной и горячей воды, отведения сточных вод, электроэнергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан (абзац шестой пункта 2),

- установлены конструктивные и технические параметры МКД, учитываемые при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД (введен пункт 4.1), а также показатели, используемые при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении каждого коммунального ресурса (введен пункт 7.1),   

- «правила пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в МКД» заменены на три вида правил, утвержденных в 2006 году постановлениями № 25 и № 491 (абзац второй пункта 21),

- установлено, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД по каждому виду ресурсов включают технически неизбежные технологические потери во внутридомовых инженерных сетях, а также их объемы для обеспечения содержания общего имущества, но не включают расходы, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации систем и трех видов правил (пункт 29).

2. В Правила содержания общего имущества в МКД и в Правила изменения размера платы… (постановление № 491 от 13 августа 2006) –

- «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» заменены «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов» (подпункт «д» пункта 10),

- размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов (новый абзац в пункте 29)… С 1 января 2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной, горячей воды, отведения сточных вод, электроэнергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг (кроме случаев оплаты в соответствии с пунктом 40).

3. В Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и ЖД (постановление № 354 от 6 мая 2011) –

- в пункты 2,3,4,6,7,14,15,17,18,19,31,32,33,34,38,40,42,42.1,42.2,43 и 44, 45,46,47, 48,50,53,54,56.1,56.2,57.1,58,59,59.2,60,60.1,62,64,66 и 67, 69,70,81,81.11, 83,85, 85.1-85.3,86,92,94,114,117,118,121.1,135,155.1 и 155.2, наименование раздела, 161, приложение №1 позиция 10, приложение №2 пункты 1,2.1,2.4,3.2,3.3,3.4, 3.5,4,6.1, 8,11,11.1,13,17,18,20,20.1 и 20.2,21,22,22.2,23,23.2,26.1,27,28,28.1,29 - внесено почти сто изменений, что практически не позволяет провести анализ и пользоваться документом до его переиздания.

4. В Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг (постановление № 124 от 14 февраля 2012) – в название, пункты 2,3,4,6,11,13,17,18,21,22,25,30 и 31.

Изменения еще в 4 постановления по количеству менее значительны:

5. В Постановление № 442 от 4 мая 2012 о розничных рынках электроэнергии –

пункт 167 Основных положений, пункты 9 и 19 Правил ограничения режима.

6. В Правила организации теплоснабжения в РФ (постановление № 808 от 8 августа 2012) – пункт 44.

7. В Правила холодного водоснабжения и водоотведения (постановление № 644 от 29 июля 2013) – абзац второй пункта 123.

8. В постановление № 484 от 30 мая 2016 о ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами – 1 января 2017 заменено на 2018 (пункт 3).   

Главные изменения:

Размер коммунальных ресурсов на содержание общего имущества ограничен нормативом, расходы включаются в плату за содержание общего имущества, выделяются из общей суммы, которую устанавливают сами собственники (до этого расходы относились к коммунальным услугам, теперь входят в жилищные).

Превышение норматива оплачивают УО, ТСЖ и ЖСК без включения в платежку, что сразу вызвало вопросы. У НКО нет прибыли, остается включать в смету? 

Приняты поправки с целью стимулировать контроль за потреблением воды в квартирах без счетчиков, особенно при изменении числа проживающих, временном их отсутствии. Но исключит ли это разрыв в оплате за квартиры и за весь дом? На участкового уполномоченного особо рассчитывать не приходится.

Коэффициенты (1,1–1,8) повысят размер субсидий инвалидам – реальный плюс.

За неправильное начисление платы за коммунальные услуги введен штраф до

50% соответствующей суммы (многие УО этим злоупотребляют – Д.Н.Козак), но механизм реализации нормы неясен".