Текст: Татьяна Гоцуленко, № 10 (815) от 25 июля 2022 года
7 сентября 2022

Дело в суде!

Прошло полгода действия мусорной реформы в Санкт-Петербурге. Отходы более-менее вывозят и уже даже начали присылать счета, от которых приходится хвататься за сердце. Переговоры с региональным оператором АО «НЭО» ни к чему не приводят – протоколы разногласий, если и возвращаются, то варианты текста договора, предложенные ТСЖ и ЖСК, не принимаются. Речь идет, конечно, о ключевом вопросе – порядке расчета платы.

Снимок экрана 2022-07-21 в 10.58.02.png

– Три года назад у нас был реализован раздельный сбор, – рассказывает Александр Горохов, управляющий директор ТСЖ «Сестрорецкие Дубки». – Собирали картон, бумагу, стекло, пластик. Были облагорожены контейнерные площадки – немецкие контейнеры, туи в вазонах... Вывоз из жилого комплекса 25 тыс. кв. метров обходился нам в 36 тыс. рублей в месяц, и собственники видели снижение платы в своих квитанциях. Сейчас в ТСЖ приходят счета на 152 тыс.! Конечно, мы направили протокол разногласий региональному оператору, на который нам ответили, что обращение с ТКО – коммунальная услуга, которая оплачивается по факту в случае наличия приборов учета! Но ведь у нас есть фото- и видеофиксация, у нас есть дворники, которые ведут учет вывезенных объемов. И до 1 января все прекрасно работало, а теперь я видел, как одна женщина просто плакала перед контейнером, в который нужно сбрасывать все вперемешку, поэтому мы подали иск в суд для заключения договора с АО «НЭО» на условиях учета фактического вывоза и реализации раздельного сбора.

Снимок экрана 2022-07-21 в 10.55.11.png

Приблизительно такие же рассказы журналисты «Консьержа» услышали от других ТСЖ и ЖСК, уже подавших иски в арбитражный суд для заключения договора на условиях, отличных от редакции регионального оператора.

– До реформы наш дом платил в месяц максимум 16 тыс. рублей за вывоз мусора, причем подрядчик работал без нареканий, просто как часы, – говорит Наталья Ревкова, председатель правления ТСЖ «Сосновка». – Проект договора от регоператора в ответ на наш запрос мы получили только в марте, счета пришли что-то около 50 тыс. рублей за месяц. Плата по нормативу с квадратного метра категорически невыгодна нашему дому, где большие квартиры, а отходов образуется немного. И ладно бы только тариф рос – мы, предположим, готовы согласиться на этот тариф, если бы учитывался реальный объем отходов. Но нас вообще не слышат по ту сторону баррикад, никакой обратной связи. Мы просто не способны произвести столько отходов, сколько должны оплачивать по мнению «НЭО». Конечно, мы направили протокол разногласий, но никто ничего на него не ответил, и мы вышли в суд. «НЭО» не настроен на урегулирование спора в досудебном порядке, не отвечает на запросы и письма. Мы не против реформы, но в данном случае это игра в одни ворота. Управляющие компании, кажется, уже перестали возмущаться, а мы, ТСЖ, не перестанем, у нас просто нет таких денег.

Корреспонденты «Консьержа» общались с представителями разных домов: и больших, и маленьких, но нам не удалось найти ни одного дома, который бы по нормативу должен был заплатить меньше, чем до старта реформы.

– Получив проект договора, мы направили протокол разногласий, но нам его вернули, не приняв наших правок, – рассказывает Ольга Зайцева, управляющая ТСЖ «Шуваловское-1». – Если считать по ценам первого полугодия, то по фактическому объему мы должны платить до 30 тыс. рублей в месяц, а не 54, как считает по нормативу с квадратного метра «НЭО». Собственно, мы и платим сейчас по фактическим объемам, а не по их счетам.

– У нас нет доступа третьих лиц к местам накопления – свои мусоросборники внутри дома, также своя контейнерная площадка под КГО, – говорит Галина Поставнева, председатель правления ЖСК № 230. – Оплату я произвожу по факту вывезенных баков, в платежке пишу, что платеж за оказанные услуги по фактически вывезенному объему ТКО за такой-то месяц в количестве – указываю кубы и сумму. Например, за май: 51,48 м3 (143 бака по 0,36 м3), сумма 49 920,16. Они выставляют 107 тысяч. Я за весь 2020 год заплатила 400 тыс., за 2021 год – 409 тыс., причем это с листвой (у меня гектар площади) и с крупногабаритом!

– Ежедневно с начала года я фиксирую количество контейнеров, которые вывозит региональный оператор, делится своей статистикой Юрий Хорошилов, председатель правления ЖСК № 361. – По моим подсчетам, наш дом должен платить 45–50 тыс. рублей в месяц за вывезенные отходы по действующему с нового года тарифу. Однако счета приходят на 92 тыс., то есть практически в два раза больше! В ближайшее время все составленные нами акты будут фигурировать в суде, куда мы обратились после того, как региональный оператор не принял составленные нами положения протокола разногласий о расчетах по факту вывоза.

В арбитраже таких дел к середине июля было почти сто, и первое решение уже даже было вынесено – причем в пользу ТСЖ.

«Изложить пункт 4.1 договора в следующей редакции: "Учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производить в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 г. № 505 ‘Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов’ следующим способом: расчетным путем исходя из количества контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО"», говорится в резолютивной части решения по делу А56-39992/2022, где истцом выступает ТСЖ «Пенаты».

Следует, однако, отметить, что АО «НЭО» сейчас оспаривает данное решение. Тем не менее оно вдохновило многие дома последовать примеру первопроходцев.

Впрочем, есть дома, которые пошли по другому пути и в начале года приняли общим собранием собственников решение о переходе на прямые договоры. Например, ТСЖ «Шуваловское» в январе и феврале еще выставляло в своих квитанциях плату за обращение с ТКО, а с марта собрать деньги по этой строке стало заботой регионального оператора. За два месяца ТСЖ, конечно, получило счета по нормативу, но оплачивать их не торопится. По словам Сергея Санникова, подан протокол разногласий.

Кроме того, получив квитанции от «НЭО», Сергей Владимирович подал заявление от лица собственников о необходимости «привести расчеты с собственниками в соответствие с законодательством и произвести перерасчет». «Консьержъ» будет следить, получится ли у собственников этого дома при прямых договорах добиться расчетов не по нормативу. Тем более многие председатели в разговоре с корреспондентами подчеркивали, что перевозчики также фиксируют вывозимые объемы, то есть вся информация о реальном объеме вывоза у регионального оператора есть.

Между тем пошли и первые взыскания задолженности.

– В январе от нашего 300-квартирного дома (у нас 297 квартир, если быть точным) вывезли мусор четыре раза, – говорит Сергей Кузнецов, председатель правления ТСЖ «Пр. Солидарности д. 19». – Счет за это нарисовали 100 тыс. Договора у меня с регоператором нет.

Счета ТСЖ «Пр. Солидарности д. 19» не оплатило, и региональный оператор пошел взыскивать задолженность – накопилось 300 тыс. рублей плюс неустойка. Первое заявление арбитражный суд отклонил, видимо, из-за неправильного расчета неустойки, но через две недели все-таки вынес судебный приказ. К сожалению, в связи с организационными изменениями ТСЖ не пошло оспаривать этот судебный приказ.

Это ТСЖ не уникально, региональный оператор подал еще несколько заявлений о взыскании в отношении других ТСЖ.

Мы продолжим следить за формирующейся судебной практикой и развитием ситуации в целом. Держим в уме, что на новый год у регоператора могут поменяться подрядчики, и нас может ждать новый коллапс.

Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга создали рабочую группу, одной из задач которой ставят переход на расчеты за обращение с ТКО в городе по фактическому объему. «Консьержъ» как отраслевое издание также представлено в составе рабочей группы, поэтому все предложения и соображения по этому вопросу можно направлять на редакционную электронную почту konserg-media@yandex.ru.