1 января 1970

Поправки в Жилищный кодекс-2015: Лицензирование УК

Юристы правового центра «Тимпур», специализирующиеся на жилищном праве, продолжают комментировать поправки в Жилищный кодекс.

Закон № 176-ФЗ разрешил для УК, не получивших к 01.05.2015 лицензию, наболевшую проблему (поправки внесены в ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ).

Нововведения заключаются в следующем: УК, не подавшая заявление на получение лицензии либо получившая отказ от лицензирующего органа, должна надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД до наступления событий, указанных в ч. 3 ст. 200 ЖК РФ (а именно до возникновения полномочий у нового управляющего).

Фактически в Законе нашла отражение рекомендация Минстроя России из Письма от 24.02.2015 № 4745-АЧ/04. То есть, продолжая управлять домами без лицензии после 01.05.2015, УК не совершает правонарушения.

Законом № 176-ФЗ был сдвинут срок, начиная с которого в ГИС ЖКХ должна быть размещена информация, указанная в ст. 198 ЖК РФ (сведения об МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат): с 1 мая на 1 августа 2015 г.

Введением в ч. 1 ст. 193 ЖК РФ нового п. 7 законодатель фактически узаконил установление Правительством РФ дополнительных лицензионных требований, прямо не названных в Жилищном кодексе.

В частности, это выполнение всех обязательств по договору управления надлежащим образом (пп. "а", "б" п. 3 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110).

Дополнительно следует отметить расширение полномочий органов ГЖН (государственного жилищного надзора) при проведении мероприятий лицензионного контроля.

Во-первых, лицензирующему органу предоставлена возможность проводить внеплановую проверку без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата прежде всего в следующих случаях (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ):

1) в связи с поступлением в орган ГЖН обращений, заявлений граждан, в том числе ИП, юридических лиц, информации от органов государственной власти, ОМСУ, из СМИ о фактах нарушения лицензиатом лицензионных требований;

2) по истечении срока выполнения предписания об устранении нарушения лицензионных требований.

Во-вторых, теперь должностные лица органа ГЖН имеют все права, названные в ч. 5 ст. 20 ЖК РФ (в ней перечислены права контролеров, осуществляющих государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль) (ч. 2 ст. 196 ЖК РФ).

Органы ГЖН имеют право проводить внеплановую проверку, которую контролеры не обязаны согласовывать с прокуратурой и о которой можно не уведомлять компанию заранее, не только в рамках лицензионного контроля, но и в рамках государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля (такие надзор и контроль осуществляются применительно ко всем участникам рынка ЖКХ, кроме лицензиатов - ч. 7 ст. 20 ЖК РФ).

Если ранее основанием для данной проверки было поступление обращений и заявлений граждан, информации от органов власти о ряде определенных нарушений, то в настоящее время подобные заявления и информация могут быть переданы контролерам посредством ГИС ЖКХ, кроме того, инспекторы могут самостоятельно выявлять в системе информацию о нарушениях (см. ч. 4.2, 4.4 ст. 20 ЖК РФ).

Согласно поправкам, внесенным в ч. 3 ст. 198 ЖК РФ, Минстрой утвердит порядок (в том числе сроки) внесения органом ГЖН изменений в реестр лицензий субъекта РФ на основании сведений, представленных УК в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД. Это новведение должно быть воспринято позитивно, поскольку в некоторых регионах чиновники самостоятельно устанавливают необоснованно широкий перечень документов, которые УК должна представить для внесения в реестр лицензий новых домов. Будем надеяться, что Минстрой не допустит переусердствований.

До вступления в силу Закона N 176-ФЗ лишиться жилфонда (дома исключаются из реестра лицензий, что служит основанием для прекращения управления ими) УК могла, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом 2раза и более было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом ГЖН в отношении дома.

В обновленной ст. 198 ЖК РФ введена новая ч. 5.1, согласно которой из реестра лицензий будут исключены все дома, находящиеся в управлении УК, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом 2 раза и более было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение выданного органом ГЖН предписания об устранении нарушений лицензионных требований, предусмотренных п. п. 1 - 5 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.

Напомним, что это фундаментальные требования, за нарушение которых возможно наложение административного штрафа, но ранее за это не следовало лишение лицензии. Однако, и теперь нарушение данных лицензионных требований не приводит к ее аннулированию, хотя с исключением всех домов из реестра фактически должна прекратиться и деятельность по управлению домом.

Вместе с тем в ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ есть ссылка на ч. 7 той же статьи, согласно которой дома из реестра не исключаются, если собственники помещений приняли решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению МКД.

Получается, что законодатель допускает управление домом компанией, руководитель которой был дисквалифицирован либо осужден, лишен квалификационного аттестата.

Данный подход, можно оценить как нестандартный: если обычно при нарушении лицензионных требований действие лицензии приостанавливается, а затем она аннулируется, то в рассматриваемой ситуации лицензионные требования, названные в п. п. 1 - 5 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, - это как нам кажется лишь механизм первоначального отсева участников рынка, но не необходимые условия осуществления деятельности.

Было бы логично дать лицензионной комиссии право принять решение об аннулировании лицензии в случае исключения из реестра МКД (более 15% площади обслуживаемого жилфонда) с последующим обращением в суд по аналогии с порядком, описанным в ч. 2 ст. 199 ЖК РФ. Но законодатель этого не сделал. Если МКД был исключен из реестра лицензий субъекта РФ, УК обязана продолжать управлять домом вплоть до вступления в полномочия нового управляющего (ч. 3 ст. 200 ЖК РФ).

Получив уведомление от органа ГЖН об исключении дома из реестра лицензий, ОМСУ обязан в течение 15 дней созвать общее собрание для выбора способа управления домом (ч. 4 той же статьи). Ранее соответствующие положения касались только случая аннулирования лицензии.

 

Материал подготовлен Правовым центром «Тимпур»

191124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 65, пом.67

тел. (812) 400-42-24

Е-mail: pc.timpur@gmail.com

http://teampur.ru/

 

Примечание. Данный материал носит оценочный характер и не может рассматриваться как фундамент для юридически значимых действий. Мнения и выводы носят субъективный характер, который может отличаться от официальной точки зрения государственных структур, ведомств, а также судебных инстанций.